[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** Пророк возвещает величайшую ра­дость деревьям, какую они получат с пришествием Христа чрез Его Крест, – и не просто деревьям, а дубравным, т.е. бесплод­ным, так как известно, что для изготовления креста взято было не плодоносное дерево, а бесплодное. Тем не менее, участниками радости стали все деревья земли, как свидетельствует настоящий стих. Разумей под деревьями дубравными в виду их бесплодия и грешников, о которых Исаия говорил: //«да не говорит евнух: вот я сухое дерево»// [[old:is:56:03|(Ис.56:3)]], т.е. не рождающее пло­дов. Но пришествие Христово заставило и их радоваться. **"Ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, ...судить вселенную по правде и народы по истине Своей»**. Не без причины пророк говорит два раза **«грядет"**, а, желая указать на оба пришествия Христа. Выше он ясно возвестил первое Его пришествие, почему и сказал о нем, не упоминая о суде, так как Христос пришел тогда не судить мир, а спасти мир [[new:in:12:47|(Ин.12:47)]]; теперь указывает на второе при­шествие, в которое Он будет судить землю и вселенную, т.е. человека, который, как происшедший от земли, называется ее име­нем, и вселенную, как место обитания Божия: //«и Слово стало плотию, и обитало с нами»// [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]]. Не только землею и вселенною на­звал пророк человечество, но и народами – не народом, – в виду различия по языку, по образу жизни, по богопочтению, и многому другому, что отделяет людей друг от друга. Если говорится, что будет судить **«вселенную по правде»** и **«народы по истине»**, то под **вселен­ною** разумеется не что-либо отличное от людей, потому что если бы не было людей, то кем заселялась бы земля? Равным образом и правда не что-либо отдельное от истины, а одна восполняет другую, так что нет ни правды без истины, ни истины без правды, почему и Христос называется обоими именами. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** **«От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли».** Прекрасно повторил Пророк два раза: //«яко грядет, яко грядет»//; потому что первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел. **«Судит»** [в слав. переводе: //«судити»//] **«вселенней в правду, и людем истиною Своею».** Тогда-то, говорит Пророк, тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготерпением, но изследывая истину дел и произнося о всех правый приговор. ===== Евфимий Зигабен ===== **от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** **От лица Господня, яко грядет** Тогда, говорит, будут радоваться все древа лесные; так как от них будет взято древо спасительного креста, по //Феодориту//. И сия радость и веселие имеют произойти от лица Господа, то есть по причине явления Христа. Ибо вот Он идет в дом устроенный плоти. Заметим, что пророки обыкновенно употребляют олицетворения, прилагая к бездушным и неразумным существам радость воодушевленных и разумных, чтобы выразить сим чрезмерную радость, давая вид такой, что почти самые бездушные веселятся. Можно впрочем разуметь это и иначе. Небесами называет Ангелов, землею—земных людей, морем—находящихся на море мореплавателей и островитян, полями—находящихся на полях земледельцев, лесные деревья и живущих в лесах и на горах; или еще иначе: небесами называет размышляющих о небесном, землею -— занимающихся земным, морем—пребывающих в горечи нечестия, полями—нерадивых и удободвижимых страстями, а лесными деревьями—жестоких и бесплодных для добродетели. Ибо все вышеозначенные люди исполняются удовольствия по причине вочеловечения Господа, обращаясь к вере в Него. Слова //Феодорита//: Cиe пророческое слово употребило олицетворение. Ибо ни небо, ни земля, ни море, ни поля, ни деревья не суть словесные и одушевленные, но те, которые находятся в них, приносят песнопение Богу. **Яко грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною своею** Люди, говорит, получат сугубое удовольствие, одно по причине первого явления Христова, в которое пришел исправить и спасти вселенную, и другое по причине второго пришествия, когда придет судить землю и воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления, притом судить вселенную, т. е. язычников во вселенной и судить также народы, т. е. иудеев. Или вселенною и народами называет одних и тех же, а народ во множественном числе по причине различия родов и племен. Будет судить праведно, потому что Он нелицеприятен, и истинно, поколику безошибочно знает все. Слова //Феодорита//: Прилично употребил и то и другое: идет, и имеет придти (ερχεται). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах. Почему речение: идет, означает первое пришествие, а имеет придти второе. ===== Лопухин А.П. ===== **от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** См. Толкование на [[old:ps:095:11#lopuxin_ap|Пс. 95:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею** См. Толкование на [[old:ps:095:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 95:11]] [<10>]