[<10>] ====== Толкования на Пс. 96:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся** //Содержание//: И здесь опять изображает спасение мира и веру всех народов во Христа. **Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.** //Островами// называет церкви, как движимые всяким ветром и окружаемые горькими волнами бедствий. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся** Псалом не принят у Евреев с надписанием; потому что говорит о касающемся до нас и благовествует о состоянии нашей земли. Надписание приписывает Давиду сие псалмопение и выражается так: «**Давиду, егда земля Его устрояшеся**». Но слово: "**Его**", очевидно, относится не к Давиду, а к Богу; потому что земля, прежде отпадшая чрез грех, ныне, познанием Бога, приобрела постоянство; земля Божья – все мы, не устоявшие прежде в добре и за то подпавшие клятве, но потом избавленные от клятвы и снова достигшие постоянства в добре. И сие прямо благовествует самое начало псалмопения, а именно: поелику воцарился Господь, то радуется земля. Как иной сказал бы: поелику воссияло солнце, то освещается им земля: так, поелику возобладало Господне царство, то в нас веселие сего царства. Вот точные слова псалма: «**Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози**». Прекрасно Пророк назвал островами души показавших твердость и неизменность в искушениях. Хотя отовсюду окружает их море порока, однако же не имеет оно над ними столь великой силы, чтобы приражением своим произвести какое либо волнение в постоянной добродетели. Потом слово среди всего этого под облаком и мраком представляет неудобозримость Божия естества: «//облак и мрак окрест Его//» [[old:ps:096:01|(Пс. 96:2)]] и, показав страшное действие карательной силы в сказанном: «//огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его//» [[old:ps:096:01|(Пс. 96:3)]], открывает Евангельское световодство, молниями называя слова Божественной проповеди, озаряющие целую вселенную; ибо говорит: «//осветиша молнии Его вселенную//» [[old:ps:096:01|(Пс. 96:4)]], и в следующих словах показав высоту Евангельских таинств, именно, когда говорит: «//возвестиша небеса правду Его, и видеша еси людие славу Его//» [[old:ps:096:01|(Пс. 96:6)]], и предвозвестив истребление идолов и уничтожение всякого заблуждения в словах: «//да постыдятся еси кланяющейся истуканным, хвалящиеся о идолех своих//» [[old:ps:096:01|(Пс. 96:7)]], прилагает печать благ, сказуя людям пришествие Господа во плоти: «//свет воссия праведнику, и правым сердцем веселие//» [[old:ps:096:01|(Пс.96:11)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози** **"Господь воцарился, да радуется земля".** Нужно исследовать самое это изречение. Что он хочет сказать: **"Господь воцарился"**? Кажется, он говорит не о том, кто только что вступил на царство? Ведь никто не скажет о царе, царствующем с давнего времени, что **"он воцарился"**, – потому что нельзя считать недавним приобретением того, что он имеет с давнего времени. Итак, что хотел сказать Давид словами: **"Господь воцарился"**? Ведь, если Он всегда царствует, излишне говорить – **"воцарился"**; тогда было бы сказано кстати: **"Господь воцарился"**, если бы он хотел воспеть царствование, только что начавшееся. Между тем, когда начинается царство Божие? Разве недавно? Разве Бог когда-нибудь был Богом, не будучи царем? И как? У Бога нет ничего недавнего. Он не получает власть, не вступает на царство, но от века – Царь, от века – Владыка, от века – Творец, как говорит блаженный Моисей: //"Господь будет царствовать во веки и в вечность"// [[old:ish:15:18|(Исх. 15:18)]]. Если же блаженный Моисей, за много поколений раньше Давида, возвестил о царстве Божием, – что хочет сказать блаженный Давид, говоря о древнем, как о недавнем: **"Господь воцарился"**? Не ясно ли, что он разумеет здесь домостроительство Спасителя? В самом деле, царство Спасителя – двоякое: одно вечное и безначальное, другое – в конце веков, получающее начало от домостроительства. Именно, будучи царем всегда, он делается царем и по плоти, одно имея по природе, а другое получая по чело­веческому образу. Итак, воцарился наш Спаситель. Не напрасно говорит он: **"Господь воцарился"**, но потому, что прежде, чем воцарился Христос, в мире царствовали другие начала; власть над созданием захватили незаконные властители, не по природному праву, но вслед­ствие усилившегося беззакония. Царствовали в мире бесы, не обладая царским достоинством, но своей незаконной властью пользуясь как царской. Итак, провозглашая уничтожение незаконной власти демонов и домостроительство, воссиявшее с пришествием Спасителя, псалмо­певец говорит: **"Господь воцарился"**, т.е., воцарился, изгнав царство демонов и положив начало собственному, во плоти явившемуся и божественному, домостроительству. Впрочем, из самих писаний нужно показать, что царствовало в мире до Христа. Слушай, что говорит Павел: //"однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими"// [[new:rim:05:14|(Рим. 5:14)]]. Значит, было царство смерти. И с другой стороны – грех, как говорит тот же апостол: //"да не царствует грех в смертном вашем теле"// [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]]. Как грех воцарился чрез одного человека, так и благодать царствует чрез одного. Итак, апостол показал, что до Христа и грех царствовал, и смерть; и они были преемниками друг другу в качестве жестоких царей и незаконных властителей. Первым воцарился в мире грех; потом по мере того как совершал человек течение своей жизни, он предавался царству смерти; а царством смерти человек, со своей стороны, возвращался во власть греха; от насилия к насилию, от неприятеля к неприятелю переходил род человеческий в качестве добычи. Царствовал грех, после него преемственно воцарилась смерть, потому что, говорит, //"жало же смерти – грех"// [[new:1kor:15:56|(1 Кор. 15:56)]], а род человеческий оставался в угнетении. Итак, этим-то угнетаемым жестокими властителями благове­ствует блаженный Давид пришествие царя. Как для притесняемых незаконным властителем весть о пришествии царя прогоняет уныние и печаль и оживляет радостные надежды, так и Давид утешает землю, погруженную в скорбь, попираемую, угнетаемую, притесняемую бесами, своими словами: **"Господь воцарился, да радуется земля"**. И когда он воцарился? Когда началось его царство? По плоти он начал царствовать, когда сделался человеком; вечное же его царство не имело начала, и не будет иметь конца. **//Беседа на слова: "Господь воцарился, да радуется земля".//** ---- И настоящей псалом находится в числе не имеющих у евреев надписания. Но семьдесят придумали для него подходящее к пророчеству название. Так как пророк воспевает здесь царство Христово и Его славные деяния, то справедливо псалом усвояется духовному Давиду, и говорится: **«когда земля его устроялась»**, т.е. когда человеческая природа пришла в надлежащее состояние, так как раньше уклонилась от своего разумного назначения. Бог, как Творец и Господь всей вселенной, всегда царствовал; но так как Он на некоторое время оставил род человеческий и попустил ему быть под властью духовных врагов, а теперь покорил послед­них и освободил первый, то пророк справедливо говорит: **«Господь воцарился"**, разумея под царством Божиим уничтожение заблуждения и низвержение идолов, которому радуется земля, видя себя освобожден­ною от того, о чем прежде она воздыхала вместе с остальными тварями. Веселятся также и **"многочисленные острова"**, т.е. церкви из язычни­ков, поскольку истребление заблуждения открыло им доступ. Почему пророк называет церкви островами, как не потому, несомненно, что как острова лежат среди вод, так и церкви в водах кре­щения? Хорошо сказал пророк, что веселятся многие острова, а не все, показывая тем, что есть и другие острова, именно церкви ерети­ческие, которые, хотя и гордятся водою крещения, но не могут весе­литься, потому что они своими нечестивым образом мыслей о Боже­стве уничтожают благодать крещения. **//Беседа на псалом 96.//** ---- Как ты понимаешь слова: **Господь воцарился**? Ужели в том смысле, что Он лишь недавно получил царское достоинство? Ведь, если бы псалмопевец сказал: «Господь царствует», то он изъяснил бы вечное Его достоинство; а теперь он говорит: **Господь воцарился**. Прежде явления Христа, прежде евангельской проповеди, над нашим естеством царствовали диавол, грех, смерть. Откуда это видно? Павел говорит: как //«царствует грех в смертном вашем теле»//, так и благодать воцарится чрез Христа [[new:rim:06:12|(Римл.6:12)]]. Вот – царство греха! Где же – диавола? Послушай, что говорит Спаситель: //«если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его»// [[new:mf:12:26|(Мф.12:26)]]? Вот – царство диавола! Где – царство смерти? Послушай слова Павла: //«смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими»// [[new:rim:05:14|(Римл.5:14)]]. Так как диаволь­ская троица, то есть, диавол, грех и смерть, возымела силу и властвовала над Святою и Пречистою Троицею, именно: диа­вол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала, то поэтому Давид и благовествует находившимся под тою тиран­ическою властью и говорит, чтобы они ушли из-под ярма рабства и приняли возвещаемое владычество Христа: **Господь воцарился**. Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть диавола окончилась. **"Господь воцарился, да радуется земля»**. Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожден­ная, – некогда заблудшая, а ныне прославленная, – некогда быв­шая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, – некогда – в безчестии, а ныне – в чести. **"Господь воцарился"**. Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): //"Господь воцарился, в благолепие облекся»// [[old:ps:092:01|(Пс.92:1)]]. Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое бестелесное естество, исполненное света, лучше же сказать – блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое тело Христово: //"Господь воцарился, в благолепие облекся»// //«Благолепием»// называет плоть Хри­стову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось ковар­ства в устах его [[old:is:53:09|(Ис.53:9)]]. //"Облекся Господь... силою и препоясался"// [[old:ps:092:01|(Пс.92:1)]]. Так как пояс украшает царя, а пояс – отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как царя, и как судию; Исаия говорит: //«и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина»// [[old:is:11:01|(Ис.11:1–2, 5)]]. Это одеяние Спасителя, т.е., одеяние плоти, сокровенно и образно имел архиерей в законе. **//Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся** **«Давиду»** [по слав. переводу читается: **«Псалом Давиду»**], **«егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей»**. И сие надписание приложивший признался, что не нашел онаго у Евреев, а приложил от себя. Следовательно оно не пророческое; потому что не соответствует и смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли иудейской. Но, вероятно, и приложивший надписание под землею у Пророка, так как сладкопением его пользуются все люди, разумел целую вселенную. Впрочем псалмом предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд. **Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози** В сих словах Пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян; так как те и другие, утешаемые надеждою будущаго, радуются. Сказал же, что Господь воцарился, не потому что тогда только приял Он царство, но потому что тогда только явил царство Свое людям. А чтобы не впадать в тождесловие, желающих точнее дознать сие просим прочесть истолкованное уже нами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози** **Господь воцарися, да радуется земля** О речении: //воцарися// мы сказали в предъидущем псалме, изъясняя слова: скажите у народов, что Господь воцарился. А воцарился Господь с того времени, как победил диавола и низложил диавола и умертвил грех. И о радости земли мы также говорили в том же псалме. **Да веселятся острови мнози** Да радуются, говорит, частные церкви, как вышедшие из горького моря неверия, которые прежде покрывались со всех сторон волнами искушений, а потом получили твердое, по словам божественного //Кирилла//, стояние во Христе. Или просто под островами должно понимать души верующих, как изъясняет тот же //Кирилл//, а под землею—новую тварь. Слова //Григория Богослова//: Обновляются у Бога острова, под которыми должно разуметь недавно устроенные из язычников церкви и получающие твердость удобовосходимую для Бога. //Евсевия//: Сказал: многие, а не все, по той причине, что есть церкви и неправомыслящие; ибо нечестивым не должно радоваться. А по словам //Кирилла//, церкви называются островами, как находящиеся как бы в море в сем мире и биeмые волнами-гонениями; но восходящие на высоту и непогружаемые скорбями. Ибо врата адовы не преодолеют ей. Безъименного истолкователя: Можешь называть островами и души твердых в добродетели, которые хотя и обливаются от треволнения и бури страстей, но вовсе не терпят от них ничего. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози** Этот псалом составлен по поводу какого-то величественного наказательного действия Божия, совершенного над язычниками в пользу народа Божия. Являясь со строгостию против высокомерных язычников, Бог показал, что Он есть Царь (**Господь воцарися**), и этому должен теперь радоваться весь мир. По надписанию, он мог быть написан, когда Давид победил все соседние языческие народы и, утвердившись на престоле, устроил спокойствие и мир в земле своей. Упрочение теократии против язычества в глазах благочестивого псалмопевца было мировым событием, поэтому сорадоваться должен весь мир, многие дальние острова (на Средиземн. море) [[old:is:42:10|Ис. 42:10.]] Из посл. [[new:evr:01:06|Евр. 1:6]] видно, что этот псалом мессианский; мы признаем его прообразовательно-мессианским. Поражение, какое потерпели враги ветхозаветной теократии вследствие нисхождения Божия для наказательного суда, было типом того страшного поражения, которое должны были потерпеть враги Царства Божия, сатана и его силы, во время пришествия Господа на землю. //Поклонитеся ангелы// поэтому относится как к ветхозаветному шествию Бога на суд, так и пришествию Господа (в совершеннейшем смысле) во Христе. Суд над антихристианскими силами начался уже с первым пришествием Христовым (на это пришествие указывают восточные отеческие толковники псалма), продолжает же совершаться, более или менее открыто, в течение века сего, но окончится при втором пришествии Господа (к этому относят большинство западных отцов, и – как кажется, ап. Павел). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== [[old:ps:096:start|96]] псалом представляет большое сходство с [[old:ps:094:start|Пс 94]] и [[old:ps:095:start|95]] как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание "об устроении земли" можно понимать как устроение религиозное, а не политическое. **Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози** //Господь - царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его - мрак; правда - основание Его престола// Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и "острова", все языческие народы, часто обозначаемые этим образом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей** В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков, и внесено на основании догадок и предположений, потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма. В этом псалме, как и в предыдущем, пророк изображает величие и славу Божию, и вместе с тем, пророчествует о Царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь Божия, озаренная светом Евангелия, восторжествует. Значит, здесь речь идет об устроении всей земли, а не одной только иудейской, в которой царствовал Давид, и только в значении гражданско-политическом. А потому и сей псалом относится к числу пророческих, мессианских. **Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози** Начинается сей псалом теми словами о воцарении Господа, какими в предыдущем псалме [[old:ps:095:10|(Пс. 95:10)]] псалмопевец призывает все племена земных (//отечествия язык//) возвестить всем народам, что Господь воцарился, и по сему случаю он объявляет общую торжественную радость и веселие не только всей земле, но и всем **островам**, то есть жителям не только всех стран известного, современного ему мира, но и всем живущим на морских островах. О причинах сей радости говорит в следующих стихах ([[old:ps:096:08|8]] и др.). **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]