[<10>] ====== Толкования на Пс. 96:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** **Слыша и возвеселися Cиoн.** Сион есть Церковь. Что же слышал, как не евангельскую проповедь? Она даровала Церкви веселье. **И возрадовашася дщери иудейския.** **Дщерями иудейскими** именует преподобныя души, которые исповеданием сочетались с Богом и возрадовались судеб ради Божиих, когда увидели, что мучительствовавшие изгнаны, а содержимые в рабстве изведены на свободу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** **Дщерями иудейскими** пророк назвал все церкви, существующие на земле, поскольку в них процветает исповедание, так как Иудея и значит: исповедание. На первом месте пророк поставил Сион, как первородную церковь. Она, говорит пророк, **«услышал и возвеселился"**, – слышала о посрамлении идолослужителей, а равно и о поклонении ангелов, которое они приносят Богу, и естественно возвеселилась, как чтущая единого поклоняемого Бога – Отца создания. Естественно, что и дочери иудейские (т.е., как мы сказали, церкви), став участниками этой радости, **"возрадовались»**. Причиною, ради которой возвещается радость, являются суды Божии, именно то, что поклоняющиеся истуканам и хвалящиеся идолами, по суду Божию, подвергаются посрамлению. **//Беседа на псалом 96.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** И здесь Пророк Сионом называет благочестивое общество, а дщерями иудейскими – Церкви во вселенной; потому что насадившие и породившие их Апостолы Спасителя от Иудеев вели род. И свидетель сему божественный Павел, который в послании к Коринфянам ясно говорит: //«о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих»// ([[new:1kor:04:15|1Кор.4:15]]). Поелику Церковь Спасителева едина (все веруюшие составляют одно тело), и опять церквей много (много членов в теле): то Пророк общий состав благочестивых назвал Сионом, а дщерями иудейскими именует собрания верующих в городах и селениях, и в местах уединенных. Говорит же, что и те и другие исполнены веселия о праведных судьбах Судии. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слыша и возвеселися Сион и возрадовашася дщери Иудейския** Услышал, говорит, небеса, то есть пророков и апостолов, проповедавших величие Христа, как сказано выше, и возвеселился чувственный Сион, или новый Сион, соборная христианская Церковь; также возрадовались и дщери Иудеи, каковые в древности были частные города и синагоги Иудейские, а ныне дщери одной всеобщей Церкви суть поместные церкви, как родившиеся от одной и всеобщей Церкви. Ибо как Сион значит место для стражи, а Иудея —исповедание; так Церковь Христова имеет оба сии свойства, т. е. она и стережет и созерцает истину, исповедуется и благодарит Господа. Итак возвеселилась одна и повсеместная Церковь Христова и возрадовались дщери ее частные церкви. Или, по словам //Кирилла//, под именем дщерей Иудейских надобно понимать святые души, соединенные с Богом чрез исповедание, или души Апостолов, рожденные от Иудеев. Или дщерями Иудейскими называются Христовы церкви: потому что насадившие их были из иудеев, т. е., по словам //Тимофея// и //Феодорита//, Апостолы. **Судеб ради Твоих, Господи** Здесь Давид излагает причину, по которой, как выше сказал, должны веселиться церкви Христовы, то есть по той причине, говорит, что Ты, Господи, воздашь каждому по делам его, притом верующим и праведным дашь вечный покой, a неверным и грешным вечное мучение. По словам //Кирилла//, возрадуются по причине судов Божиих, видя, что демоны, имевшие над ними власть, изгнаны, а находившимся в рабстве их возвращена свобода. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** В Иерусалиме (**Сион**) и во всех городах Иудеи (**дщери иудейския**) известие (**слыша**) о поражении язычников произвело радостное чувство; оно служит новым доказательством несравнимого величия Бога Израилева. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи: яко Ты Господь вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги** //Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами// Такое чудесное проявление Божественной помощи евреям, обнаружившееся в грозных явлениях природы над их врагами язычниками, о чем свидетельствует их история, дарованием им победы, наполняло весь Сион необыкновенной радостью, в которой принимали участие и девушки составлением и исполнением хвалебно-благодарственных песен. (Под Сионом можно разуметь еще Иерусалим, а под дочерями - другие города Палестины, т. е. радость была всеобщая). **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи: яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги** В начале псалма пророк призывает к радости и веселию **всю землю**, и даже жителей островов, по той причине, что Господь Бог, обещанный Спаситель мира, по его вдохновению и представлению, пришел на землю и воцарился. А теперь он как бы вслух всего мира возвещает, что о сем пришествии Господа услышал с радостию (**слыша и возвеселися Сион**, т.е. город Иерусалим, и возрадовались другие, частные города, и в них синагоги иудейские (**возрадовашася дщери иудейския**), потому что услышали сначала проповедь пророков и Иоанна Предтечи, а потом – Самого Христа и Его апостолов, что «приблизилось Царство Небесное». Хотя пророк вещает о сем более, чем за пятьсот лет до пришествия Христова, но в том и состоит цель его пророческих вещаний, чтобы поддержать и укрепить в народе дух веры в истинного Бога и обещанного Мессию, и чтобы поющие и предстоящие пред Богом могли сознательно исповедать пред Ним, что они радуются **судеб ради Твоих, Господи**, т.е. что они верят и надеются, что все предсказанное пророками исполнится, и что когда настанет Царство Мессии – Христа, тогда Ты, по судьбам правды Твоея, воздашь каждому по делам его: праведным и благочестивым дашь вечный покой, а грешных и нечестивых осудишь на вечное мучение. **Яко Ты, Господи, Вышний над всею землею**. Нет никого, кто мог бы равняться с Тобою по силе, власти и могуществу, нет Тебе равного и по правосудию. Каковы бы ни были у людей «боги», хотя бы это были и самые высшие из ангелов, – **Ты превознеслся еси над всеми боги**. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]