[<10>] ====== Толкования на Пс. 96:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я** **Любящии Господа, ненавидите злая.** Предлагается совет искупленным на свободу отвращаться всякого вида лукавства. **Хранит Господь души преподобных Своих.** Вы, отвратившиеся от лукавого, соделались преподобными; и Господь после этого будет охранять вас от лукавого. Ибо лукавый в собственном смысле есть грешник. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я** Чтобы, найдя чистую лю­бовь, Бог принял любящих как истинных и искренних сынов Своих. Поэтому, кто говорит, что любить Бога, а предается хотя бы и легкому пороку, или любит что-нибудь житейское, тот обманы­вает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога [[new:iak:04:04|(Иак.4:4)]]. **"Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их".** Вот какие блага полу­чаем мы от чистой любви к Богу. Мы становимся святыми и име­ем Бога хранителем величайшего нашего сокровища – души, так что не можем впасть в руки врага; а если и впадем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха – диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас. **//Беседа на псалом 96.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я** **«Любящии Господа, ненавидите злая».** Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. //«Ибо кое общение свету ко тме»// ([[new:2kor:06:14|2Кор.6:14]])? А в слове: //«злая»// Пророк воспретил все виды порока. **«Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я».** Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас. ===== Евфимий Зигабен ===== **Любящии Господа, ненавидите злая; хранит Господь души преподобных своих; из руки грешничи избавит я** Господь, говорит, ненавидит злых, и любит добрых. Посему кто хочет любить Бога, тот и сам должен подражать Богу в ненависти к злу и в любви к добру, чтобы подобное соединилось с подобным. Далее Господь хранит души преданных Ему, и избавит их во время скорби их от грешника, который собственно есть диавол, как виновник всякого зла. Слова безъименного: Невозможно в одно время и одинаково любить и Господа и зло; потому что любовь ко Господу должна усовершаться чрез ненависть и отвращение ко всякому злу, т. е. к каждому порознь пороку, называемому злом. Другой говорит: ненавидьте зло, как противное и враждебное Богу не в существе природы состоящее зло (неимеющее природы не противополагается благой оной Природе, и нельзя предполагать какую нибудь природу в том, что называется злом; ибо мы не представляем ничего подобного, чему могли бы подражать с разумением); но под злом разумеем всякое худое и достойное ненависти дело. Далее не всех, но только души преподобных своих хранит Господь. Итак, если кто злоумышляет против преподобных; то нападения его имеют силу в причинении зла, или смерти телу; а душа остается без вреда и ущерба. Ибо кто не сознается, что души свидетелей истины были хранимы Господом, которого они исповедывали? Вот какую пользу мы получаем от чистой любви к Богу: мы делаемся преподобными и имеем стражем величайшего имущества—души нашей самого Бога, так что мы не находимся под рукою врага. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я** Если бы только Израиль всегда был достоин Божественной помощи против язычников, против всех своих врагов! – Поэтому обращение к народу (**любящии Господа** – верующие в Иегову; язычники ненавидели Его имя) удаляться от греха, так как Бог защищает только праведников; им достанется в удел спасение (//свет//) и радость. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его** //Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага// Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья (//"свет сияет"//); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости (//"память святыни"//) и ничтожества идолов должны быть воспеваемы (//"славьте"//). Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Любящии Господа, ненавидите злая. Хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я** В этом стихе пророк обращается к тем, которые восприняли радость и веселие в сердцах своих, когда услышали благую весть о близком наступлении Царства Мессии, и, как бы желая приготовить их к достойному вступлению в сие Царство, увещает их так: вы **возлюбили Господа** и потому возрадовались, услышав о близком пришествии Его, и если желаете быть достойными Его Царства, вы должны возненавидеть (**ненавидите злая**) всякое зло, всякий грех. Вы любите Господа, а Господь есть Высшая Благость, Высочайшая Святость, с Которою не может иметь общения никакое зло, никакой грех. «//Что общаго у света со тьмою//?» [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6:14)]]. Грядущее Царство Мессии [[old:ps:096:02|(ст. 2)]] имеет благость и правосудие в основании Царства Своего, или, как говорит яснее св. апостол Павел: «**Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»//; и:// «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа**» [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2:19)]]. Не бойтесь и в том случае, если какие-нибудь внешние обстоятельства или злые люди увлекают вас на грех или злое дело, надейтесь и тогда на помощь Божию и помните, что **хранит Господь душы преподобных Своих**, Он **и из руки грешничи избавит их**. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]