[<10>] ====== Толкования на Пс. 96:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** **Свет возсия праведнику,** т. е. свет евангельский. **Возсия** же **праведнику**, т. е. людям, соделавшимся праведными чрез веру. **И правым сердцем веселие.** После слова //«правым»// должно поставить знак препинания, чтобы вышел смысл: соделавшимся правыми воссияет в сердце веселье, а слово //«возсия»// надобно относить к целой речи. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** Светильником и светом для праведных является закон Божий, почему в другом месте Давид говорит: //«светильник ногам... моим... – закон Твой и свет путям моим"// [[old:ps:118:105|(Пс.118:105)]]. Он же является и веселием для правых сердцем, т.е. для иду­щих правым путем. Он указывает им путь, которого они желают, и укрепляет на добродетели, к которым они стремятся сами. Но ты разумей под воссиявшим светом и Единородного, о Котором Иоанн Богослов пишет: //«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»// [[new:in:01:03|(Ин.1:3–4)]]. Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и по­добно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. //«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»// [[old:mal:04:02|(Мал.4:2)]]. **//Беседа на псалом 96.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** Праведники вкушают небесный мир и возвышенную, святую радость. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** Ибо не все люди захотели насладиться светом, не все прияли веселие от веры. Само Солнце правды на всех излияло лучи спасения, но есть и такие, которые смежили очи и не захотели увидеть света. ===== Евфимий Зигабен ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** Праведному, говорит, человеку воссиял свет истинного света, т. е. Бога, притом свет духовный, который руководствует его ко всякой истине; или праведнику свет деятельной добродетели сообщает сияние созерцательной добродетели, а правым по сердцу сияет утешение и духовное успокоение. Другой говорит: Свет воссиял праведнику и находящееся в сочетании с ними веселье, т. е. совершившемуся в деятельной добродетели, которая называется правдою, и имеющему правое сердце сияет свет познания. //Василий Великий//: Как солнце, говорит, возсиявает не для летучих мышей, и не для других бродящих ночью, так и Господь не для заключающих зеницы души, но для взирающих внимательно на сияния Его. Ибо, по словам //Феодорита//, не все люди желают наслаждаться светом и не все принимают веселье чрез веру. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** **Свет возсия** – праведникам восходит благодатное солнце Божие, чтоб всегда светить над ними. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие** См. Толкование на [[old:ps:096:10#lopuxin_ap|Пс. 96:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его** Праведнику **возсиял** не тот **свет**, который дают человеку науки и искусства, и который получается вообще от внешнего мирского образования и просвещения, а тот, который происходит от Бога, Света истины, и проявляется в добрых делах человека, – это тот **свет**, о котором Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами: «//Вы свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного//» [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14]], [[new:mf:05:16|16)]]. **Свет** сей осиявает человека, когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая [[old:ps:096:10|(ст. 10)]], когда будет «//удерживать язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти//», будет «//уклоняться от зла и творить благо//» [[old:ps:033:14|(Пс. 33:14–15)]]. Тогда «//очи Господни//» обратятся «//на праведные//», и «//уши Его в молитву их//» [[old:ps:033:16|(Пс. 33:16)]]. Тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных; настроенные духом правды и добродетели и исполненные благодати Святого Духа, **праведники** чувствуют в своем сердце покой и мир душевный, который дает им сознание соделанной правды, и тогда является **у правых сердцем веселие**. После того становится вполне понятным ответ Господа Иисуса Христа фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие, что нельзя сказать: «//вот оно здесь//», или – «//вот оно там//», – нет, «//Царство Божие внутрь вас есть//» [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]], или: оно есть, по объяснению апостола Павла, «//праведность и мир и радость во Святом Духе//» [[new:rim:14:17|(Рим. 14:17)]]. А отсюда становится понятным и блаженство праведников, которое состоит в непрестанном веселии и радости о Господе: **веселитеся праведнии о Господе**. И Сам Господь наш Иисус Христос, заканчивая свою речь о блаженстве праведных, выразил это блаженство теми же словами: «//Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех//» [[new:mf:05:12|(Мф. 5:12)]]. Как нечто добавочное к сему блаженству праведных будет для них то, что они, радуясь и **веселясь о Господе**, будут, вместе с тем, благодарно прославлять Бога (исповедовать память святыни Его), или, как выражено по переводу с еврейского, «будут славить имя святое Его». **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]