[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду** //Содержание:// И этот псалом изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Поэтому, псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их. **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.** Ибо действительно дивно, что смерть приведена в бездействие и оживотворен снова человеческий род. **Спасе Его Десница Его.** Ибо Христос — Отчая Десница, потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его** Не без причины псалом надписывается: **Давиду**, а потому, что в нем содержится пророчество о таинствах Христа, Которого должно разуметь под Давидом, по изъяснению пророка Иезекииля, или вернее Духа Святаго, говорившего чрез последнего. //И восставлю вам//, говорит он, //пастыря, раба моего Давида// [[old:iez:34:23|(Иезек. 34, 23)]]. Давид умер за много поколений раньше, и следовательно //Давидом// пророк называет Христа, не только как происшедшего от Давида, но и как царя; а //рабом// называет Его как принявшего образ раба. Вот почему и настоящий псалом надписывается не: Давида, а: **Давиду**. **Воспойте Господеви песнь нову**. Почему? **Яко дивна сотвори**. Итак основанием для новой песни служит то, что Бог сотворил дивные дела, или чудесные, как перевел Симмах. Что же это зa дела? **Спасе его десница его, и мышца святая его**. И что в этом было бы удивительного, если бы не то, что человек впал в отчаяние вследствие крайне умножившегося нечестия? Потому и Исаия говорит: //всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль; от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания// [[old:is:01:05|(Ис. 1, 5, 6)]], равно и Давид: //ecи уклонишася, вкупе неключими быша; нестъ творяй благостыню, несть до единаго// [[old:ps:013:03|(Пс. 13, 3)]]. Потому-то человек необходимо и нуждался в деснице и мышце Бога, т. е. Его Единородного, — так как оба названия обозначают Его, как и Исаия говорит о Нем: //аки пастырь упасет народ свой, и мышцею своею соберет агнцы// [[old:is:60:11|(Ис. 60, 11)]]. Не без причины псалмопевец назвал Его **святым**, а желая показать, каков Он в собственном своем существе. Итак Он спас погибшее создание, потому что Он не пришел судить мир, но спасти мир [[new:in:03:17|(Иоан. 3, 17)]]. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду** И сей псалом содержит в себе туже мысль; потому что предвозвещает то и другое пришествие Спасителя; но более говорит о пришествии первом. **Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна **(дела)** сотвори Господь** **«Воспойте Господеви песнь нову».** Поелику Пророк возвещает изменение древняго порядка дел, и предрекает новый некий образ жизни; то спрадливо повелевает вознести Богу и //«песнь нову»//. **«Яко дивна сотвори Господь».** Преестественно и необычайно то, что совершено Богом всяческих. **«Спасе»** Ему [в слав. переводе читается: //«спасе Его»//]. **«десница Его, и мышца святая Его».** Не однократно говорили мы, что рукою Пророк называет действование, а десницею-действование благое. Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то Пророк не сказал: //«спасе»// их //«десница Его»//, но: //«спасе Ему»//. Ибо, освободив их от прелести идольской и показав высоту Своего царства, преподал им спасение. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна **(дела)** сотвори Господь** О словах: воспойте Господу новую песнь, мы сказали в начале [[old:ps:095:01#evfimij_zigaben|95]]-го псалма, где и смотри. Господь сотворил чудные дела; ибо что может быть удивительнее того, что Бог сделался человеком, сделав и другие чудные дела, между которыми и то, что Он пострадал, о каковых написано в святом Евангелии? Посему-то и говорит, что за сии новые и чудные дела требуется новой песни. Слова //Кирилла//: Поистине удивительное дело уничтожение смерти и оживотворение по прежнему рода человеческого. Ибо не один избавлен, как при Моисее один Израиль; напротив того спасена вся земля. **Спасе его десница Его и мышца святая Его** Божие, говорит, заступление возвратило Ему рабов Его, которые были в плену у диавола; и таковое заступление называет десницею (правою рукою), как способное, и мышцею, как могущественное. И в [[old:ps:043:04|43]]-м псалме сказано: но десница Твоя и мышца Твоя. В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас своими страданиями преступника и погибшего раба. У //Феодорита//, //Кирилла//, //Афанасия//, //Евceвия// и //Евфимия// пишется: спасла ему, а у других спасла его. Слова Божественного //Кирилла//: Возвратил и привел к своему Отцу поднебесную Христос, Который есть десница Отца, Творец всего и строитель. Тоже почти говорит //Афанасий//. //Феодорита//: Многократно мы говорили, что рукою называет действие: а десницею—доброе действие. Он говорит, что действие силы Его есть спасение людей. По безмерному своему человеколюбию своею корыстью почитает жизнь людей, почему и не сказал: спасла их десница Его, но спасла ему (или εαυτω); ибо, освободив их от заблуждения, состоящего в почитании идолов, и показав высоту царства своего, доставил спасение. И еще //Кирилл//: Всеукрепляющая десница Отца спасла для него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную. //Евсевия//: Итак, спасает ему—Богу десница Его ведомых ею к блаженству. Ибо не всякий спасаемый спасется для Господа Бога, но только тот, кто освобождается от зол и страстей здравым разумом и принимает познание истины с благочестием. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница Его и мышца святая Его** Этот псалом очень сходен с [[old:ps:095:start|Пс. 95]]-м (ср. [[old:ps:095:01|Пс. 95:1]] с [[old:ps:097:01|Пс. 97:1,]] [[old:ps:095:11|Пс. 95:11-13]] с [[old:ps:097:07|7-]][[old:ps:097:08|8)]] и написан по случаю особенной великой помощи, какую Бог оказал Своему народу пред всем миром и которая состояла в суде над язычниками. **Спасе его десница Его** – десница Божия поставлено вместо «Бог», в смысле: Бог Сам помог, Собственною силою укротил язычников; ср. [[old:is:59:16|Ис. 59:16.]] Нападение язычников на народ Божий было нападением на Самого Бога; потому Бог справедливо представляется как бы «Самому Себе» оказывающим помощь. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его** **Спасе Его десница Его.** Афан.: Христос избавляется от смерти, яко десницею, Всемогущею Своею силою и не имеет нужды в человеческой помощи. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его** Этот псалом, почти повторяющий [[old:ps:095:start|95]]-й, представляет хвалебную и благодарственную песнь Богу за какую-то Его милость. По [[old:ps:097:02|2]] ст. эта милость представляется уже оказанной (//"явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою"//), но по [[old:ps:097:09|9]] ст. эта правда, восстановления которой желал писатель и о которой он молил и в [[old:ps:095:start|95 Пс]], здесь рисуется как ожидаемое только благо, но еще не пришедшее (//"идет судить землю... Будет судить... народы"//). Вероятно, писатель псалма настолько был уверен в непреложности Божественных обетований и проникнут ожиданием близости наступления царства Господа, что будущее рисовалось ему как бы уже осуществляющимся. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду** В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с [[old:ps:095:start|95-м]] псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда. Ст. 1–2 **Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою** Пророк-псалмопевец снова (как в [[old:ps:095:start|95-м]] псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу **новую песнь**, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: **яко дивна сотвори Господь**. Сии **дивныя** дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где //главы преклонити//, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия. «//Не дивна ли вся сия во очию нашею//?» (ср. [[new:mf:21:42|Мф. 21:42]]; [[old:ps:117:23|Пс. 117:23]]). Наконец, Его крестные страдания за грехи людей, Его смерть и воскресение из мертвых не служат ли свидетельством, с одной стороны – Его неизреченной любви к роду человеческому, а с другой – Его всемогущества, которым Он сохранил Себя невредимым от смерти, а с Собою вместе и весь род человеческий искупил от греха и смерти, от власти диавола и от ада. Это и выражено словами: **спасе Его десница Его и мышца святая Его**. И в этом же сказал Господь спасение Свое, ради которого Он приходил на землю, чрез это же Он объявил Свою милость и правосудие ко всем людям (**пред языки откры правду Свою**) . //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]