[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою** **Сказа Господь спасение Свое**. Словом //«спасение»// означает пришествие Господне во плоти, по сказанному Симеоном: //яко видесте очи мои спасете Твое// [[new:lk:02:30|(Лк. 2,30)]]. **Пред языки откры правду Свою,** изгнав князя века этого, оправдав же нас, издревле бывших под его мучительством. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою** Что пророк указывает на пришествие Единородного (которое одно только спасает человечество), это подтверждает Исаия, когда говорит: //ни ходатай, ниже агнец, но сам Господь придет и спасет нас// [[old:is:63:09|(Ис. 63, 9)]], равно как и слова псалма: **сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою**. Что **спасением** и **правдой** называется Христос, об этом много раз говорилось раньше. Здесь обнаруживается точность пророческих выражений: сначала, говорится, спасение было сказано, а потом открыто. Действительно, сначала Бог поведал о спасении пророкам; им вверено было познание о нем по научению от Св. Духа, почему Господь и говорил: //Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой; и виде, и возрадовася// [[new:in:08:56|(Иоан. 8, 56)]]. Но открыто было это таинство позднее, чрез воплощение, а равно и чрез чудеса апостолов, которые показали могущество Единородного. **Пред языки**, потому что язычники уверовали в явление Христа. Впрочем Единородный должен по необходимости открыться пред язычниками, потому что явным доказательством Его пришествия в плоти служит истребление идолов. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сказа Господь спасение Свое: пред языки откры правду Свою** Всем человекам предложил спасительныя воды, и язычникам явил праведное царство Свое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою** **Сказа **(явил)** Господь спасение свое** Явил, говорит, Господь миpy спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него [[new:in:03:17|(Иоан. 3,17)]]. **пред языки откры правду свою** Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в [[old:ps:095:start|95]]-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою народам. Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших некогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы cиe таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою** См. Толкование на [[old:ps:097:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 97:1]] [<10>]