[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте** И справедливо, — потому что блага всеобщи: совершенное таинство не принадлежит уже одной стране, какова была Иудея, или одному народу, а всему человечеству, почему пророк и велит восклицать нам, как победителям, участвовавшим в общем сражении. **Землею** пророк назвал все человечество, как это яснее можно видеть из дальнейшего. **Воспойте, и радуйтеся, и пойте**. Речь у пророка идет, следовательно, не о земных стихиях, а о людях, почему он и обращается с речью как бы ко многим. Сначала он повелевает воспевать, затем радоваться и наконец петь, чтобы, таким образом, и началом и концом радости Божией было для нас славословие Бога. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте** Поелику все освобождены от горькаго диавольскаго мучительства; то вознесите победную песнь спасшему Богу. Воскликновение есть клик одерживающих победу. И мы исполняем повеленное; потому что, восклицая и взывая, обыкли песнь сию возносить Богу во время таинства, и ликовствуя со всяким благодушием, и воспевая, и поя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте** (на псалтири). О восклицании мы сказали в [[old:ps:094:01#evfimij_zigaben|94]]-м псалме, что оно значит победную песнь. Итак восхвалите, говорит, все сущие на земле христиане Бога победными песнями, как победившего диавола; и воспойте Ему песнь новую за произведенные Им новые вещи, и радуйтесь, как освободившиеся от рабства диаволу; причем и пойте в доказательство и обнаружение внутренней вашей радости. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте** Сначала псалмопевец призывает к благодарению за эту всемогущую, явную для всех и милостивую помощь. Это благодарение должно быть всеобщим и сколько возможно величественным. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте; в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** **Восклицать** значит: «высоким и громким голосом хвалить». Пророк, исполненный священного вдохновения пред лицем Мессии, Которого представило ему пророческое озарение, приглашает всех жителей **земли** торжественно прославлять Господа Бога похвалами, изложенными в псалмах и музыкальных песнопениях. **Воскликните**, говорит, **Богови и воспойте**, и не просто – **воспойте**, но и – **радуйтеся**, сознательно выражайте свою радость о Боге Спасителе, принесшем на землю спасение для всего рода человеческого. Приходите в храм Божий для псалмопения во славу Божию, оставив у себя дома все житейские попечения, и здесь проникнитесь радостию о Боге Спасителе и **пойте**. Во время царствования Давида уже существовали в скинии свидения разные музыкальные инструменты, с аккомпанементом которых и воспевались составленные пророком псалмы. Обязанность петь таким образом псалмы возложена была на левитов, которые и пели **Господеви в гуслех и гласе псаломсте**. Гуслями назывался особый инструмент, соответствующий нынешней цитре (или гитаре). Пение голосовое (**во гласе**), или вокальное, сопровождалось вместе игрою на цитре, или гуслях. Кроме такого пения, с участием музыки, пророк повелевает **вострубить** пред Господом Богом **трубами**, которые были двоякого рода: одни были выкованы из меди, а другие сделаны из рога животных, или тоже из меди, но отличались формой от первых, которые были длинны, а последние – закругленной формы. Это и выражено словами: **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем нашим**. «Трубами коваными, – говорит св. Афанасий Александрийский, – означает воспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а **трубою рожаною** (т.е. сделанною из рога) – царское достоинство» [3, с. 318]. Блж. Феодорит под трубами разумеет апостолов, пророков и учителей [6, с. 468]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]