[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте** **Поите Богу нашему в гуслех.** //Гуслями// называет согласие души и тела. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** Хотя некогда эти инструменты и употреблялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под **гуслями** согласие добродетелей, которое достигается не иначе, как чрез умерщвление плоти; ими-то, как бы струнами, мы и должны согласно воспевать и воссылать на небеса псаломскую песнь, угодную Богу. Так как вслед за гуслями пророк упоминает о трубе, то **гуслями**, на которых он повелевает петь псалмы (отсюда и псалмопение), он называет ветхий завет, а **трубами**, которыми повелевает нам вострубить пред царем-Господом, т. е. Христом, называет Евангелия, потому что мы победили врагов чрез евангельский образ жизни. А о многих трубах и об одной трубе пророк упомянул потому, что и Евангелие, будучи единым по своему существу, изложено четырьмя евангелистами. Обрати внимание на точность выражений у пророка. **Трубы**, упомянутые во множественном числе и обозначающие евангелистов, он называет **кованными**, т. е. выкованными из меди, потому что речь евангелистов была как бы выкована дарованием Св. Духа; а **трубу**, которая означает евангельское слово и заключающееся в нем таинство, называет **роговою**, поскольку оно имеет главным содержанием Христа, Который справедливо называется рогом, потому что в Нем мы получили силу поражать врагов. Потому-то пророк и усвояет евангелию голос, говоря: **гласом трубы рожаны**; хотя евангельскую историю изложили и многие, но чрез них слышится голос одного евангелия, потому что все согласно описали таинство. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте** Можно видеть, что и сей закон непрестанно исполняется в церквах; ибо, в духовныя гусли бряцая, издаем божественное сладкопение. Духовными же гуслями соделываем наши тела, вместо струн служат нам зубы, вместо меди – уста, и быстрее всякаго бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли сии приятнее Богу гуслей неодушевленных. И свидетель сему Он Сам, когда чрез Пророка взывает Иудеям: //«отстави от Мене глас песней твоих», и гласа «органов твоих не послушаю»// ([[old:am:05:23|Ам.5:23]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте** Под гуслями в приложении к высшему значению мы должны разуметь деятельную добродетель, а под голосом псалма — созерцательную. Итак прославьте, говорит, христиане Христа, по изъяснению божественного //Кирилла//, деятельностью и созерцанием. Слова //Феодорита//: Обратим и мы уста наши в словесные гусли, зубы—в струны, губы—в медный инструмент, а вместо бряцала всякого рода—язык быстродвижный пусть составляет стройный голос бряцаний. Ум пусть движет языком, как некий певец, искусно производящий движение его. Таковые гусли для Бога приятнее бездушных; о чем свидетельствует сам Он, вопия чрез пророка: удали от Меня голос песней твоих, и звука органов твоих не послушаю [[old:am:05:23|(Ам. 5,23)]]. //Феодорита//: Cиe: воскликните Господу вся земля, сию, говорю, песнь мы обыкновенно восклицая и взывая в таинственное время (быть может во время священной литургии в день пасхи) приносим Богу, поя и воспевая и со всяким благодушием ликуя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте** См. Толкование на [[old:ps:097:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 97:4]] [<10>]