[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** **В трубах кованых, и гласом трубы рожаны.** //Трубами коваными// означает всевоспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а //трубою рожаною// — царское достоинство, потому что цари помазуемы были из рога, и сверх того, //рожаною трубою// провозглашалось их воцарение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** См. Толкование на [[old:ps:097:05#svt_ioann_zlatoust|Пс. 97:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** **«В трубах кованных и гласом трубы рожаны».** Божественное писание нередко трубою называеть возглашение; так Господь в Евангелии говорит: //«егда твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят»// ([[new:mf:06:02|Мф.6:2]]), то есть, не провозглашай, и не делай явною для всех, чтобы тщеславием не повредить плода человеколюбия. Потому и здесь трубою Пророк называет учение, из котораго дознаем мы оказанныя нам благодеяния, и изучаем полезные для нас законы. Коваными же трубами называет он трубы медныя, а рожаными – сделанныя из рогов, и таковыя трубы обыкновенно были в употреблении у Иудеев. А что было введено у них, то служило сению нашего. Поэтому они приносили в жертву агнца безсловеснаго, а мы приносим Агнца спасительнаго, //«вземлющаго грехи мира»// ([[new:in:01:29|Ин.1:29]]). Так у них были в употребление трубы неодушевленныя, а у нас одушевленныя и словесныя. И наши трубы суть божественные Апостолы, богомудрые Пророки, и после них сподобившиеся дарования учительства. **«Вострубите пред царем Господем».** Вознесите победную песнь Царю и Владыке всяческих. ===== Евфимий Зигабен ===== **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** **В трубах кованных и гласом трубы рожаны** Вострубите пред Царем Господом. Вострубите, говорит, христиане трубами, то есть, голосами святых Евангелий, которые называются трубами во множественном числе, как четверочисленные, и в единственном—трубою, потому что хотя и называются Евангелиями, поколику их написали четыре евангелиста, но, по соглашению и силе, составляют одно Евангелие, по словам //Исихия//. Сии Евангелия назвал кованными трубами, как искованные (составленные) Святым Духом; они же названы им и роговою трубою, потому что исполнены жизни и доставляют вечную жизнь, подобно тому, как и роговая труба составляется из рога животного. Или под трубами кованными понимай содержащиеся в Евангелии заповеди Господни, а равно те же заповеди и под трубою роговою, поколику они доставляют жизнь вечную. По словам //Феодорита//, трубою божественное Писание часто называет и взывание, как в следующем месте: когда раздаешь милостыню, не труби пред собою, т. е. не возвещай о ней; кованными трубами называет медные, а роговыми сделанные из рогов и таковые обыкновенно употребляли евреи в праздники о победах. Итак трубы наши суть божественные апостолы, пророки и учители. //Афанасия//: Посредством труб скованных из меди выражает пламенность и силу евангельской проповеди, а роговой—царственность; поколику цари помазывались из рога; притом и роговою трубою возвещали о вступлении на царство. //Нисского//: Труба законная есть слово; почему и в праздник водружения кущей узаконило возвышать голос трубами, т. е. голоса пророков, которые закон называет роговыми; так как устроение их зависит от истинного единорога. //Евсевия//: Слова Апостолов нашего Спасителя называются кованными трубами, по причине испытанности и пламенности веры их, а роговыми по причине деятельности. Ибо роговые трубы делаются из бычачьих рогов; а бык есть животное рабочее: и об Апостолах Павел говорит: или о волах Бог печется? или конечно для нас так говорится? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем** См. Толкование на [[old:ps:097:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 97:4]] [<10>]