[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней** **Да подвижится море и исполнение его.** //Морем// означает настоящую жизнь, по причине горьких в ней забот. Поэтому, она подвигнется с места прежнего своего стояния, т. е. идолослужения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней** Море с его исполнением (разумеются обитающие в нем животные) колеблется, как мы сказали раньше, по причине торжества. Можешь, впрочем, понимать и так, что оно колеблется от страха пред теми чудесами, какие совершал с ним Господь, заключавшимися напр. в том, что оно приняло не только Господа, ходившего по его водам, но и Петра, или в том, что по повелению Иисуса принесло рыбу, имевшую в себе статир [[new:mf:14:25|(Матф. 14, 25]] д. и [[new:mf:17:27|17, 27)]]. То же самое разумей и относительно вселенной с ее обитателями. Чудеса, совершенные Христом и пророками, в состоянии были поразить и поколебать и ее; и действительно, во время молитвы апостолов, как повествует Лука, она колебалась неоднократно [[new:act:04:31|(Деян. 4, 31]], и [[new:act:16:26|16, 26)]]. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней** **«Да подвижится»** [точнее: //да восколеблется//] **«море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней».** //Симмах// же перевел так: да издадут глас море с исполнением его, вселенная и обитающие в ней. Исполнение пророчества преимущественно можно видеть в многолюдных городах; потому что множество благочестивых людей в церквах уподобляется волнующемуся морю. Сему же подобен и глас поющих. А по переводу седьмидесяти, пророческое слово изобразило движение и изменение населяющих море и сушу; потому что колеблется движущееся, и в движение приходит изменяющееся. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вcи живущии на ней** Пойте, говорит, победные песни царю Христу, победителю диавола, и вследствие сего да поколеблется море, т. е. пусть восплещет море от радости, как мы сказали и в [[old:ps:095:11#evfimij_zigaben|95]]-м псалме, изъясняя слова: да веселятся небеса и радуется земля, да подвинется море и полнота его; итак прочитай содержащееся там изъяснение. То что наполняет море, по мнению некоторых, есть рыбы, наполняющие море, о которых говорится в виде олицетворения, что они подвинулись от радости своей. Слова //Афанасия//: Морем означает настоящую жизнь по причине горечи обыкновенных в ней забот. Итак она подвинулась с прежнего своего состояния, т. е. в идолопоклонстве, //Феодорита//: Особенно можно видеть исполнение сего пророчества на многолюдных городах в которых множество благочестивых народов в царствах уподобляется волнующемуся морю. Таков же голос и поющих. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–9 **Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию** Эти последние три стиха почти буквально сходствуют с последними же тремя стихами псалма [[old:ps:095:start|95]]. Как там, так и здесь пророк призывает к **подвижности**, к общей радости, во-первых, **море** и все то, что **наполняет его**, – затем **реки и горы**. **Море**, как известно, наполняют люди, т.е. мореплаватели и все живущие на островах морских, а также рыбы и разнообразные морские животные. Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, «произвели рукоплескание» (**реки восплещут рукою)**, и горы «возрадовались» в ожидании грядущего Мессии (**горы возрадуются от лица Господня**), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме – вострепетали: «//радуйтеся Ему с трепетом//» [[old:ps:002:11|(Пс. 2:11)]]. По словам Евфимия Зигабена, «люди получат тогда сугубое удовольствие, одно – по причине первого явления Христова, в которое пришел Он исправить и спасти вселенную, и другое – по причине второго пришествия, когда Господь придет судить землю, воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления» [[new:rim:08:21|(Рим. 8:21)]]. По мнению блж. Феодорита, «пророк не без намерения употребил и то, и другое выражение: **идет** и имеет придти (греч.). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах». **Идет судити вселенней в правду**, т.е. все народы будет судить праведно, – и людем, т.е. народу иудейскому, – **правостию**, т.е. по божественному правосудию, как нелицеприятный Судия, Который знает все безошибочно. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]