[<10>] ====== Толкования на Пс. 97:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 8-9 **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию** **Реки восплещут рукою вкупе.** //Реками// называет святых Тайноводцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. **Горы возрадуются, яко идет судити земли.** Т. е. возрадуются силы Ангельские; ибо у них бывает //радость о едином грешнице кающемся// ([[new:lk:15:10|Лк. 15,10]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются** **Реки восплещут рукою вкупе**. Разумей действия Св. Духа, которые, как бы собравшись воедино, рукоплескали во время пришествия Христова; об этих действиях Христос говорил: //веруяй в мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы// [[new:in:07:38|(Иоанн. 7, 38)]]. Разумей и чувственные реки, которые рукоплескали и ликовали, когда Иордан принимал крестившегося Христа, потому что это было радостью для всех рек и вод. **Горы возрадуются от лица Господня, яко грядет**. **Горами**, как мы раньше сказали, называются пророки в виду высоты их созерцания. Они естественно радуются пришествию Христа, потому что пророчество осуществляется на деле. Если ты будешь разуметь и чувственные горы, то и они естественно радуются, потому что на высотах иудейский народ обыкновенно приносил жертвы идолам, как об этом говорится в книге царств, а с пришествием Христовым эти жертвоприношения прекратились. **//Беседа на псалом 97.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-9 **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию** **«Реки восплещут рукою вкупе».** Опять реками Пророк наименовал причастников благодати учительства, на подобие рек изливающих божественные токи. О них сказал, что рукоплещут и песнословят Бога; потому что и рукоплескание свойственно опять победившим. **«Горы возрадуются» «От лица Господня, яко грядет: яко идет судити земли».** Здесь горами Пророк нарек тех которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей, и на которых зиждется град Божий. Ибо сказано: //«не может град укрытися верху горы стоя»// ([[new:mf:05:14|Мф.5:14]]); и: //«основания его на горах святых»// ([[old:ps:086:02|Пс.86:2]]). О них сказал Пророк; что радуются и веселятся, познав пришествие Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяний за труды, радуются, зная правдивость Судии. **«Судит»** [по слав. переводу: //«судити»//] **«вселенней в правду, и людем правостию»**. Ибо в первое пришествие явлено много милости; а во второе будет явлена правда. Сказано: //«вси бо предстанем судищу Христову»// ([[new:rim:14:10|Рим.14:10)]], //«да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла»// ([[new:2kor:05:10|2Кор.5:10]]). Сие же сказал и Пророк: //«единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его»// ([[old:ps:061:12|Пс.61:12–13]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются** **Реки восплещут рукою вкупе** Реки, говорит, будут совокупно рукоплескать, как бы они были разумные люди, радующиеся друг о друге. И бездушные реки почти будут радоваться в пришествие всемирной радости— Христа. Но, по словам //Кирилла//, в высшем значении реки сии суть учители, которые, по //Феодориту//, источают годную к питью воду своим учением. О них-то сказал Христос: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живыя [[new:in:07:38|(Иоан. 7,38)]]. Или реками называет собрания христиан, которые ежедневно все вместе на подобие рек текут, по словам //Дидима//, в церквах. //Афанасий//: Реки, говорит, суть святые руководители в таинствах, ревность которых в проповеди выражает совокупным плеском. //Кирилл//: Богодухновенное Писание имеет обыкновение иногда уподоблять святых пророков, апостолов и евангелистов источникам и рекам; и сверх сих наставников святых церквей, предшествующих народам в божественном слове, и сведущих во священных истинах и имеющих способность тайноводствовать. Итак когда услышишь о сих святых реках, что они плещут рукою, представляй это вместо: возвеселятся, усладятся, возрадуются и будут праздновать; по какой причине? По той, что Господь спас поднебесную. //Исихий//: Реками можем назвать действия Духа; они называются рукоплещущими; потому что во время пришествия Христова совокупились в одно; можем также сказать, что чувственные реки стали рукоплескать и торжествовать по принятии Иорданом, во время крещения Христа. Ибо это была совокупная радость рек и всех вод. **Горы возрадуются** См. Толкование на [[old:ps:097:09#evfimij_zigaben|Пс. 97:9]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 8-9 **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию** Даже неразумная природа должна принять в нем участие, так как прославляется Судия всего мира. **Плескать руками** – выражение радости, обычное при приветствиях царей [[old:4ts:11:12|(4 Цар. 11:12).]] **Грядет** и **идет** нужно, конечно, принимать в смысле неперестающего продолжения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются** См. Толкование на [[old:ps:097:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 97:7]] [<10>]