[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да исповедятся имени Твоему великому.** Велико это имя Его: Иисус; потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это имя, //еже паче всякого имене,// которому //всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос// ([[new:fil:02:09|Флп. 2,9-11]]). **Яко страшно и свято есть.** Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для верующих в Него. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть** Всякое имя Божие велико, потому что имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Если напр. Он называется Владыкою, то не в том смысле, в каком это название употребляется у нас; если именуется Царем, то царское достоинство в Нем должно представлять иначе. Впрочем, велико то имя Божие, которым Он сам Себя назвал, когда на слова Моисея: //се аз пойду к сыном Израилевым, и реку к ним: Господь Бог евреев посла мя к вам; и аще вопросят мя: что имя ему? что реку к ним? отвечал ему: речеши сынам Израилевым: сый посла мя к вам// [[old:ish:03:13|(Исход, 3, 13, 14)]]. Этому страшному и святому имени пророк и повелевает исповедаться. Тот, кто существует во времени, хотя бы и был сильным, не особенно страшен, потому что по прошествии некоторого времени лишается своего могущества; но Кто существует всегда и вечно, тот действительно страшен, потому что нет никакой и надежды, чтобы Он изменился или перестал существовать. Указанное имя, говорит пророк, страшно и свято: страшным представляй его для врагов, т. е. демонов, почему они избегают и его призывания, а святым признавай для святых, поскольку последние освящаются не иначе, как через имя Христа. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Да исповедятся имени Твоему великому: яко страшно и свято есть».** Поэтому всем надлежит песнословить Тебя и возвещать Твои благодеяния, не изведывать пытливо неизреченнаго естества Твоего, но воздавать чествование имени Твоему, как страшному и всесвятому; потому что оно освящает верующих, и устрашает неверующих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.** Да благодарят, говорит, все народы великому имени Твоему, Господь; где именем называет имя божества: дал, говорит, Ему (т. е. воспринятому им человечеству) имя выше всякого имени, только да благодарят, говорит, имени Твоему, не делаясь пытливыми касательно Божества Твоего, по //Феодориту//, или касательно способа вочеловечения Твоего: потому что страшно для врагов Твоих имя Твое, как изгоняющее и наказующее их, и свято для них и знающих оное, как освящающее и очищающее их. Или разумеет имя Иисусово, потому что cиe имя велико, как страшное и, как мы сказали, святое и спасительное. Слова //Божественного Кирилла//: Велико имя—Иисус, ибо оно значит спасение народа; велико также высокое имя Божества, т. е. слава. Ибо Творец всего не может быть уподоблен никакой твари, напротив того по несравненным своим преимуществам Он превыше всего, и в природе нет ничего подобного Ему. //Aфaнacия//: Имя Господне страшно в отношении к гневающимся народам и непринимающим царства Его, а свято для верующих в Него. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть** Да прославляет Его Израиль, потому что Бог для его пользы показал Себя Святым и праведным, так как Он смирил гордых врагов (особенно во времена судей столь страшных филистимлян) и доставил Своему народу победу над ними. **Да исповедятся**: призыв не к язычникам (как [[old:ps:095:03|Пс. 95, 3),]] но к израильтянам. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да исповедятся имени твоему великому, яко страшно и свято есть** Имя Божие - //"великое и страшное"// по тем делам, которые Господь совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это многочисленными фактами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси** Сказав о величии существа Божия, пророк призывает все народы благодарно исповедать великое имя Бога, потому что Оно и свято, и страшно. Оно и спасает, оно же, т.е. Сам Бог, может и поразить и погубить (Пс.2:9,12; 2Пет.3:7). Но вот наступает Царство грядущего Мессии. Оно несет спасение народу, и в то же время оно идет с судом: честь царева суд любит. Достоинство, или честь (высокое положение) каждого царя, в особенности же такого Царя, как Христос Бог, требует праведного суда. Этим судом Он поможет язычникам, находящимся под влиянием диавола, и низложит и победит властвующего над ними диавола. И этот суд вполне принадлежит Христу как Сыну Божию, о чем Он Сам ясно и определенно говорит в Евангелии: «На суд пришел Я в мир... ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (т.е. диавол) изгнан будет вон... Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 9:39, 12:31, 5:22). Об этом суде хорошо было известно народу иудейскому, так как ему дано обетование о Мессии, а также дан Закон на горе Синайской, в котором ясно указаны оправдания и суды; а это и значит сказанное здесь: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]