[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И честь царева суд любить.** Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд; то повеление Его страшно непокорным, и свято для послушливых. **Ты уготовал ecu правоты.** Ибо будет судить //вселенней в правду// ([[old:ps:095:13|Пс. 95,13]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси** **И честь царева суд любит**. В чем обязанность суда? В том, чтобы освободить невинных, обличить виновных; потому **честь царя**, т.е. его власть, могущество, — почему другие толковники вместо: **честь** и перевели — одни: //сила//, другие: //держава//, — и **любит суд. Ты уготовал еси правоты**. Как уготовал? Предпослав закон, в котором дал заповеди, направляющие путь жизни. Если кто хочет идти по ним, то может направить свой жизненный путь. **Суд правду во Иакове ты сотворил еси**. Каким образом? Очевидно выше указанным, потому что закон, данный во Иакове (разумеются потомки Израиля), приносил и суд, т. е. осуждение грешникам, и жившим добродетельно указывал ту правду, по которой они должны жить. Зачем же пророк сказал теперь это? Он хотел сделать нас более внимательными и ясно засвидетельствовать то, что совершивший это есть Тот, Кто потерпел за нас крест. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«И честь царева суд любит».** А нам подобает бояться Его, как Царя и соблюдающаго правду; потому что истинному царству свойственно управлять подданными праведно. //«Честь царева суд любит»//, то есть: досточестным делает царя – любовь к правде. Сие дает видеть и присовокупляемое. **«Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси».** Ибо, как правдивый царь, произнес правый и справедливый приговор, и Израиля освободил от владычества поработивших. А по другому пророчеству должно разуметь так: доказал Ты истину обетования Твоего, исполнив обещания, данныя предкам Израиля, и даровав спасение о Семени Авраамовом. ===== Евфимий Зигабен ===== **И честь царева суд любит.** Достоинство, говорит, каждого царя, а особенно царя Христа требует праведного суда, посему Он и поможет находящимся под влиянием диавола, и низложит и победит властвующего над ними диавола. Того же //Кирилла//: Почести царей соединены с властью судить и давать законы; ибо это необходимо соединено с честью царя; ибо честь и слава царя блистательна и требует правды. И Сыну также принадлежишь суд; ибо Отец всякий суд отдал Сыну. //Исихия//: Какое дейетвие суда? Освобождать невинных, объявлять виновных, потому что честь царева (т. е. начальство и власть) любит суд; почему другие толковники честь заменяют то силою, то властью. //Феодорита//: Мы должны бояться Христа, как царя и правосудного; ибо истинному царству Его свойственно управлять подданными праведно: честь царева суд любит, и любовь к правде делает царя достопочтенным. **Ты уготовал ecи правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил, ecи.** Ты, говорит, Господи, дал закон, в котором находятся правоты, или праведные суды. То же самое яснее говорит и в следующих словах, т. е. что Ты, Господи, сделал правду, и суд роду Иакова, иначе Израильтянам посредством данного Тобою закона. Слова //Исихия//: Как уготовал? Дав наперед закон, в котором заповеди учинил правотами; ибо поступающий по оным может исправлять путь жизни. Итак данный Иакову (под которым разумеет род Израиля) закон и согрешающих подверг суду-осуждению и делающим добро показал правду, по которой должны они жить. //Евсевия//: Никто пусть не думает, что прославляемый здесь Господь различен от Бога, давшего закон в пустыне. Ибо Ты, говорит, Господи, о царстве Которого мы предсказываем, тот самый, который обрезанному народу заповедал суд и правду в данном ему законоположении, содержащем оправдания и суды; Ты сам и правоты уготовал на день воздаяния, которые будут даны хранящим суд и правду. //Феодорита//: Ты показал, говорит, истину Твоего обещания, исполнив данные Израилю обеты и имея даровать спасение чрез семя Авраама. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси** **И честь царева** – указывает новое основание, почему должно хвалить Бога: потому что достоинство, величие Царя, т.е. величественный Царь, любит правду; Его царское достоинство требует того, чтобы Он любил правду, открывался как Судия. **Ты уготовал еси** – указанием на недавнее поражение враждебных соседей обосновывает **суд любит**; **правоты** – то, что прямо – право; филистимляне и т.д. нарушали права Иакова, евреев; Бог восстановляет их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И честь царева суд любит: ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове ты сотворил еси** //Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова// //"Могущество царя любит суд"//. В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И честь царева суд любит: ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове ты сотворил еси** См. Толкование на [[old:ps:098:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 98:3]] [<10>]