[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 6, 9 **Моисей и Аарон во иepeеx Его.** Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: **покланяйтеся подножию,** и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше упоминанием //о горе// указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** Пророк свидетельствует, что Сей воцарившийся Бог не первым нам ныне явился, но Он же являлся и именитым из пророков. Поэтому упоминает о Моисее, Аароне и Самуиле, из которых каждый знаменит и славен благочестием пред Богом. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** Хотя, говорит псалмопевец, и священники, и пророки назывались святыми, но подножию этих святых не должно покланяться, и этим желает показать, какое различие было между Христом и прочими святыми. Он был Святой святых. Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: //Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их//. Послушай же меня, милостив будь и ко мне. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им** **«Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его».** Пророк не просто, оставив прочих Пророков, упомянул только о сих, но показывает сим с самым воспитанием возраставшия в Иудеях ярость и желание властвовать; ибо и при Моисее и Аароне покушались восхитить священство, и при Самуиле, к унижению царства Божия, возлюбили царство человеческое. А по сему пророческое слово научает, что они не новое что делают, с яростию воставая против Спасителя и не приемля спасительнаго царства, но неистовство сие издревле им обычно. **«Призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним».** Впрочем, говорит Пророк, имели они великое дерзновение пред Богом; потому что они призывали, а Бог внимал, исполнял их прошения, и видимо для всех вступал с ними в беседу, в облаке являя им Свое пришествие. Потом Пророк показывает, что не вопреки справедливости сообщил им Бог благодать сию. **«Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им».** Бог даровал сию благодать тем, которые вели жизнь с законом согласную, и поступали по заповедям Его. ===== Евфимий Зигабен ===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в **(числе)** призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** Моисей, говорит, и Аарон и ветхозаконные священники и Самуил и другие, призывавшие Господа, которых Он и выслушивал, были рабы и служители Христовы. Где упоминает о Моисее, как законодателе, об Аароне, как apxиepee, и первом из священников, Самуиле, как начальном из пророков. Или Моисеем, Аароном и Самуилом вообще называет всех подражателей, по словам //Дидима//, добродетелей их: так как Бог сказал у Иезекииля: когда наведу меч на сию землю и среди их станут три мужа сии (Ной, Даниил и Иов): то живу Я, говорит Господь, не избавлю сынов и дщерей, но только одни они спасутся [[old:iez:14:17|(Иез. 14:17)]], где также Бог не разумеет древнего оного Ноя и Иова (ибо как мог назвать тех, которые давно умерли?), но называет Ноем и Иовом тех, которые подражали в делах своих жизни их. Слова //Афанасия//: Сей, говорит, ныне явившийся на земле человек, есть царь живущих на земле, которого и Моисей и Аарон и Самуил призывали в древности. //Евсевия//: Показанные пророки не иначе достигли такого достоинства, как только хранением свидетельств Его и повелений данных им от Него. Итак Он и нам в Новом завете дал повеления и свидетельства за coxpaнeниe которых можем удостоиться равных с ними воздаяний. //Дидима//: Имеющих одни и те же добродетели, какие имеют они, Он называет одними и теми же именами. А если это верно; то явно, что и верно работающее Ему, все подобны Моисею. Тоже надобно сказать и о прочих. //Феодорита//: Не без причины оставя всех прочих пророков, упомянул только о сих; но для того, чтобы показать, что неистовство и своевольство совоспитано с ними. Так при Моисее и Аароне покушались похитить священство, а при Самуиле, унизив царствование Божие, восхотели царства человеческого. Итак, сии слова (псалма) показывают, что когда иудеи неистовствовали против Спасителя и не принимали Его спасительного царства, они не делали ничего нового. Ибо эта древняя и обыкновенная их безумная страсть. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** **Моисей во иереех Его**; Моисей называется здесь иереем (коген) не в широком смысле, в каком весь народ называется иереями [[old:ish:19:06|(Исх. 19:6),]] но как священник в тесном смысле, каким он и был некоторое время, совершая священнические обязанности [[old:lev:08:start|(Лев. 8).]] Самуил также совершал (конечно, по указанию Божию) священнические действия [[old:1ts:07:start|(1 Цар. 7]] ср. [[old:1ts:07:17|7:17).]] **Призывать имя** – в молитве во имя Божие, т.е. призывать Бога – молиться, вообще почитать; ср. о Моисее [[old:ish:17:10|Исх. 17:10]] и д. [[old:ish:33:11|33:11-14;]] о Самуиле [[old:1ts:07:09|1 Цар. 7:9,]] [[old:1ts:12:23|12:23;]] – Аарон был постоянным посредником между Богом и народом. **Послушаше их** – Он пощадил народ, за который они молились. Что Бог из облачного столпа говорил Моисею и Аарону (Урим и Туммим и [[old:chis:12:05|Числ. 12:5),]] не требует доказательства; голос Бога к Самуилу [[old:1ts:03:start|(1 Цар. 3]] и д.) был от Кивота. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Моисей и Аарон во иереех его, и самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им** //Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения// Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила принимались Богом и исполнялись потому, что они //"хранили Его заповеди и устав"//. То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные лица. Моисей здесь называется //"между священниками"// за то, что он по повелению Бога не раз приносил жертвы (см. [[old:ish:24:06|Исх XXIV:6]]; [[old:ish:24:29|29]], [[old:ish:24:25|25]]; [[old:lev:08:06|Лев VIII:6]]). Самуил также призывал Господа и приносил Ему жертвы [[old:1ts:07:09|(1 Цар VII:9-10)]] и еще отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод [[old:1ts:02:18|(1 Цар II:18)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их** См. Толкование на [[old:ps:098:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 98:5]] [<10>]