[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** **Господи Боже наш, Ты послушал eси их.** Хотя, по-видимому, и согрешали они в ином. Как люди, — Ты не презрел их. Поэтому, Аарон обличен был как согрешивший при слиянии тельца, а Моисей — у воды пререкания [[old:chis:20:24|(Чис. 20:24)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** См. Толкование на [[old:ps:098:07#svt_grigorij_nisskij|Пс. 98:7]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** **Боже наш**. Чей? Тех, которые чрез веру стали Его слугами и чрез усыновление в крещении приобрели в свою собственность, сделали своим Бога всяческих. Что действительно Бог называется по преимуществу Богом уверовавших в Него, этому поучает Фома, который, называя Бога всяческих своим Господом или Богом, воскликнул: //Господь мой и Бог мой// [[new:in:20:28|(Ин. 20:28)]]. Этот Бог, в Которого мы уверовали, не неизвестен был, следовательно, и древним праведникам и слышал их молитвы, как то подтверждают и дальнейшие слова. **Боже, ты милостив бывал eси им, и мщая на вся начинания их**. Как видишь, пророк говорит о Христе, поскольку Ему именно свойственно быть милостивым к нашим грехам не только теперь, но и во времена прошедшие, как о том и Павел говорит: //его же предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея// [[new:rim:03:25|(Рим. 3: 25)]]. Он сам защищает благие начинания праведников. Так как последние многое делали для спасения рода человеческого, но им противодействовал духовный враг, то крест отмстил за них, одновременно и укрепив действия праведников и уничтожив того, кто делал их труды бесполезными, о чем скорбел Иеремия, говоря: //горе мне, мати, вскую мя родила ecи мужа прителнаго, и судимаго по всей земли? Не заях, ниже заят у мене кто; сила моя оскуде от кленущих мя// [[old:ier:15:10|(Иер. 15:10)]]. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** **«Господи Боже наш Ты послушал еси их: Боже Ты милостив бывал еси им».** Ты, проповедуемый нами Владыка, говорит Пророк, Сам дал им толикое дерзновение, и сподобил их великаго благоволения. **«И мщая на вся начинания их».** А //Симмах// перевел так: и был мстителем за оскорбления их. Ибо желавших восхитить власть у великаго Моисея предал огню, а избежавших пламени низвел живых во гроб, повелев разверзнуться земле, и то место, где думали восхитить себе власть, соделав для них нечаянным гробом, тех, которые перешли море, пешешествовали по глубине онаго, потопил в земле необычайными волнами; а возмущавшихся против Пророка Самуила предал владычеству Саула, и обременил всякаго рода бедствиями. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** **Господи, Боже наш! Ты послушал eси их; Боже, Ты милостив бывал eси им** Ты, говорит, Господи, выслушивал Моисея и Аарона и Самуила, и Ты бывал милостив к ним, и они просили Тебя о прогневлявшем Тебя народе иудейском. Или Ты милостив бывал к ним, когда они погрешали; так как и Моисей раздражил Бога на воде пререкания и Аарон произведением для евреев тельца. **И мщая **(отмщевал)** на вся начинания их** Ты, говорит, Господи, дал защиту, т. е. помощь во всех предприятиях и великих делах Моисея, Аарона и Самуила, произведенных в пользу народа. Или Ты наказывал евреев за все злоумышления против них. Слова //Феодорита//: //Симмах// перевел так: и мстителен за злоумышления их. Ибо возмутившихся против великого Моисея Он предал огню, а избежавших пламени—живыми ввергнул во гроб, повелев провалиться земли, и место их своевольства сделалось для них самоприготовленным гробом; также не потонувших во время своего перерождения чрез море велел затопить земле страшными ее волнами; восставших против Самуила предал жестокому правлению Саула и окружил различными бедствиями. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** Слушая тех великих мужей, Бог внимал народу, за который они молились; но однако молитвы их были действенны только тогда, когда народ раскаивался; иначе и прошения этих героев молитвы не могли удержать мщения Божия. Ст. 8 относит не к Моисею, Аарону и Самуилу, но к народу, ради молитв их – когда и сам он раскаивался – получавшему прощение иначе же подвергавшемуся наказанию. **Начинания** – преступные действия народа, а не Моисея, Аарона и Самуила (за последним не известен никакой грех), грехи неверия, непослушания и т.д., происходившие из порочного направления сердца. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи Боже наш, ты послушал еси их: Боже, ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их** Под людьми, которых Господь "прощал и наказывал" вероятнее всего нужно разуметь еврейский народ, так как по отношению к Самуилу, Библия не указывает случаев, когда бы последний вызвал на себя гнев Бога и был бы Им наказан. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко Свят Господь Бог наш** Некоторые изречения сих стихов составляют, хотя и не дословное, повторение того, что сказано уже в предыдущих стихах. То милостивое и благосклонное внимание, какое Господь Бог проявлял народу иудейскому, чрез великих пророков и молитвенников – Моисея, Аарона и Самуила, – когда они призываху Господа, и Той послушаше их, пророк молитвенно представляет теперь пред лице Самого Бога, обращаясь к Нему с такими словами: Господи Боже наш, они, эти молитвенники наши, были услышаны Тобою, они обращались с молитвою к Тебе о прогневлявшем Тебя народе иудейском, и Ты являл им милость Свою (милостив бывал еси им), даже и в тех случаях, когда они погрешали против Тебя (как, например, Моисей на воде пререкания раздражил Тебя, а Аарон при слитии евреями тельца), Ты милостиво снисходил к их слабости и был для них Богом «терпеливым» (по пер. с евр.) и «мстителем за дела их», (мщая на вся начинания их). Заканчивая псалом, как бы с особою настойчивостью пророк повторяет: возносите (же) Господа Бога нашего, т.е. возвышайте (exaltate – по пер. Вульгаты) Господа и словами, и делами, насколько возможно возвыситься уму и вере человека до представления высочайшего существа Божия, – возносите славу Божию и поклоняйтеся: в горе святей Его (выше говорил: подножию, а теперь говорит: в горе). Горою святою, по словам блж. Феодорита, называет пророк высоту Богопознания, о которой предсказали пророки Исайя (Ис.2:2) и Михей (Мих.4:1): «Будет в последняя дни явлена гора Господня» [6, с. 472–473], т.е. в дни пришествия Христова в Церкви Христовой Богопознание будет явно для всех. Представляя мысленно сию гору Господню и указывая на нее христианам из иудеев, св. апостол Павел говорит: «Вы приступили к горе», не к той горе, из которой происходили и тьма, и мрак, и буря (Синай), но «к горе Сиону», и не к тому Сиону, на котором находился город Иерусалим, а «ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22–23). Так вот куда мы должны возносить Господа Бога, или лучше – сами возноситься к небесному Иерусалиму, чтобы приобщиться к торжествующему собору ангелов для общего с ними славословия Судии всех Бога, – и вот где та святая гора, на которой мы должны мысленно и постоянно, вместе с духами праведников, приносить поклонение Сыну во Отце, со Святым Духом, – Святой Троице во едином существе: яко Свят Господь Бог наш! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]