[<10>] ====== Толкования на Пс. 98:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** **И покланяйтеся в горе святей Его.** Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: //отсечеся камень от горы без рук// [[old:dan:02:45|(Дан. 2:45)]]. См. также Толкование на [[old:ps:098:06#svt_afanasij_velikij|Пс. 98:6]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** См. Толкование на [[old:ps:098:07#svt_grigorij_nisskij|Пс. 98:7]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** Какая нужда возвышаться высокому? И как может возвыситься людьми пребывающий на небесах? **Помышляйте**, говорит пророк, **о Нем высокое**. Каким образом? **И покланяйтеся в горе святей его**. Высотою Бога-Слова, следовательно, является поклонение Ему на святой горе. Подобно тому как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа — терпение страданий, которое совершилось на святой горе, приявшей крест. Гору пророк называет **святою** не потому, чтобы она была таковою сама по себе, а по причине пришествия на нее Распятого. Потому пророк и присовокупил: **яко свят Господь Бог наш**. Если жe Он свят, то и все, что удостаивает Он своим посещением, становится святым. **//Беседа на псалом 98.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** Итак, подражая благочестию сих чудных мужей, воздайте Богу подобающее чествование. //«Горою»// же //«святою»// древле назывался Сион, а ныне называется высота Боговедения. Ибо так предвозвестили и Исаия и Михей: //«будет в последняя дни явлена гора Господня»// ([[old:is:02:02|Ис. 2:2]]; [[old:mih:04:01|Мих. 4:1]]), то есть, ведение Бога для всех соделается явным. Знал и божественный Апостол мысленную гору Сион; ибо говорит: //«приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному»// ([[new:evr:12:22|Евр. 12:22]]). Посему и нам повелевается, сообразно с данным от Бога ведением, воздавать Ему поклонение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш** И здесь говорит, что христиане должны возвышать Христа и словами и делами. Гора Христова святая, по мнению Иудеев, была земной Иерусалим, а у нас христиан—небесный Иерусалим, о котором Павел сказал: вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живого, небесному Иерусалиму ([[new:evr:12:22|Евр. 12,22]]). Или святая гора есть церковь, по высоте учения веры и образа жизни ее. Итак покланяйтесь, говорит, Христу в церкви; или и Давид говорит сии слова, сопричисляя и себя к нам христианам, или дает cиe повеление от лица всех христиан. Слова //Нисского//: Сколько вмещает ваш разум, столько возносите славу Божию и прочее, как сказано. Но выше говорил: покланяйтесь подножию, а теперь говорит: в горе святой, чем намекает на высоту божества. Или по словам //Феодорита//, горою святою называет высоту богопознания: горою святою в древности назывался Сион, а ныне высота богопознания. Так предсказали Исаия и Михей: Будет в последние дни явного гора Господня, т. е. богопознание будет явно для всех. //Евсевия//: Возносите Его, говорит, высоко о Нем. думайте; ибо Он Господь как владыка рабов. Он и Бог наш, как творец и создатель наш. //Иcиxий//: И какая нужда высокому возноситься, и как тот, кто на небесах может быть возносим людьми? Не иначе, как если, говорит, будете иметь о Нем высокие мысли. Итак высота Бога Слова на святой гopе (т. е. Голгофе) есть поклонение: ибо как слава для царя есть победа на брани; так и мужественное перенесение страданий на святой горе, воспринявшей крест, есть слава для Христа. А называет сию гору святою не потому, что она такова сама от себя, но потому что пришел на нее Распятый. //Аполлинария//: Повелевает воздавать поклонение не только могуществу Божию, но, что приличнее теперь—святости Его, что выражает поклонением на священной гopе (В изданном своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш** Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу. Если изъяснять этот псалом не как призыв к просительной молитве, но вообще к молитве, то в нем будет следующий ход мыслей: Бог есть величественный Царь, страшный Своим врагам и как таковой Он царствует на Сионе. Пусть же молятся Ему; Он заслуживает этого, как Святой, величественный, так часто устроявший правду Своему народу. Молитесь Ему, будьте ревностны в молитве, как Моисей, Аарон и Самуил, эти благочестивые мужи, столь многое производившие своею молитвою. Еще раз, ревностно молитесь на Сионе! **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш** Если Господь так велик, праведен и многомилостив, то естественно, чтобы народ еврейский ревностно служил только Ему одному и воздавал Ему поклонение на святой горе Его. Весь этот псалом - восторженный призыв еврейского народа к духовному покаянию и служению Единому Иегове, оплоту его силы и счастья. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш** См. Толкование на [[old:ps:098:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 98:8]] [<10>]