[<10>] ====== Толкования на Пс. 99:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** **Уведите, яко Господь Той есть Бог наш**. Сей Господь, кровию Своею искупивший всю землю, есть и Создатель наш. Ибо не случайно произошли мы, но Его рук мы дело. Потому мы – и **людие** Его и **овцы** Его, и те из нас люди, которые разумные, а те овцы, которые остаются еще в ряду бессловесных и не изведали Божественных словес, по сказанному: //заблудих, яко овча погибшее// [[old:ps:118:176|(Пс. 118,176)]]. **Мы же людие Его и овцы пажити Его**. Одни – **люди Его,** это – совершеннейшие; другие – **овцы пажити Его,** это – стоящие на низшей степени. Впрочем, как Бог и Творец всех, Он всех зовет и приусваивает Себе; ибо //человеки и скоты// спасает Господь [[old:ps:035:07|(Пс. 35,7)]], – одних, как людей Его, других, как овец **пажити Его.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** Видишь, как Дух Святый заграждает всякие еретические уста? Так как некото­рые еретики, желая разделить Троицу и унизить достоинство Единородного, ссылаются на то, что в Священном Писании Он называется Господом, а Богом называется Отец, измышляют несуществующее различие между Господом и Богом, и на свою погибель обращают в богохульство апостольское изречение: //«у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»// [[new:1kor:08:06|(1Кор.8:6)]], и говорят, что Сын, как Господь, меньше Отца, так как не называется Богом, и что это имя не должно и прилагаться к Нему согласно с дальнейшим апостольским изречением: //«но не у всех такое знание"// [[new:1kor:08:07|(1Кор.8:7)]], – то пророк, желая прекратить их пустословие, говорит: **"...знайте, что Господь – Он есть Бог Наш»**, дабы они больше не дерзали отделять ни Господа от Бога, ни Сына от Отца. **«Он сотворил нас, а не мы»**. Не сами собою мы существуем, как думают некоторые, а //«мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела»//, как говорит Павел [[new:ef:02:10|(Еф.2:10)]]; должны, следовательно, признавать некоего Творца. **"Мы же народ Его и овцы пажити Его"**. Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: //«овцы Мои слушаются голоса Моего»// [[new:in:10:27|(Ин.10:27)]]. Его мы и **"народ"**, как Он говорил нам о том устами пророка: //«и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом»// [[old:iez:36:28|(Иез.36:28)]]. **//Беседа на псалом 99.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** Молящийся молитвой нечистой имеет понятие о Боге мертвое, как о Боге неведомом и невидимом. Когда же, освободившись от расхищения и пленения помыслами, он допустится пред невидимое лице Божие, тогда познает Бога познанием живым, опытным. Он познает Бога, как Бога (Прп. Марк Подвижник. О Законе Духовном, главы 13 и 14-я). Тогда человек, обратив взоры ума на себя, видит себя созданием, а не существом самобытным, каким обманчиво представляются люди самим себе, находясь в омрачении и самообольщении; тогда уставляет он себя в то отношение к Богу, в каком должно быть создание Его, сознавая себя обязанным благоговейно покоряться воле Божией и всеусердно исполнять ее. //Пажить Бога// - воля Его, открытая для овец Его в Священном Писании и являемая в непостижимых судьбах Его. //**Аскетические опыты. Том II. Таинственное объяснение 99-го псалма.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** Смирись же, гордость, и признай себя творением Бога всемогущего, овцою пажити Его: в самом деле, ты пасешься на земле, богатой дарами природы, а земля – это общая пажить Его и для людей, и для всех животных. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** **Уведите яко Той есть** [у седмидесяти и в слав. перев. читается: //«яко Господь Той есть»//, и пр.] **Бог наш** Из самых дел дознайте, что Владыка наш Сам есть и Бог всяческих. Сии же наставления преподавал язычникам и священный сонм Апостолов, как показывает история Деяний. **Той сотвори нас, а не мы** Мы не сами были создателями своими, но Им сотворены. Так блаженный Павел учил Афинян: //«Бог сотворивый мир и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, не в рукотвореных храмех живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя чтó, Сам дая всем живот и дыхание и вся: сотворил же есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному»// [[new:act:17:24|(Деян.17:24-26)]]. Сему и здесь учит Пророк: **Той сотвори нас, а не мы**. //Симмах// же перевел так: //Он сотворил нас не существовавших//. **мы же людие Его и, овцы пажити Его** Сим Пророк означил не только владычество, но и попечение Божие; потому что Бог не только наш Владыка, но и Пастырь, изводящий нас на добрую пажить: **мы же** и **людие Его**, как Царя, **и овцы**, как Пастыря. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** **Уведите, яко Господь той есть Бог наш** Искренно, говорит, и с радостью служите Христу, как Богу и узнайте, как из предсказавших о Нем пророков, так и из чудных Его дел, что Господь Иисус – Он есть Бог наш. Слова //Дидима//: Вхождение пред лице Господа противоположно отхождению от лица Его. Итак, как Каин, отшедши от лица Господа, не место переменил, в котором было лице Бога, и перешел на другое место, но удалился от правых мыслей о Боге, и таким образом удалился от лица Его, возлюбив безумие и безбожие, так что уже не имел представления, или мыслей о явлении Бога: так и вшествие ко Господу означает умное представление Его присутствия, как написано: жив Господь, пред лицем Которого я предстал ныне (слова Илии). **Той сотвори нас, а не мы** Хотя, говорит, и родители производят, или рождают детей своих, но это Бог творит; Он виновник их, а родители суть содействующие только причины, как служащие первоначальному повелению Божию. Посему много таких родителей, которые желают иметь детей, но не могут. Так когда Рахиль сказала Иакову: дай мне, детей, а если нет, то умру, патриарх Иаков, как мудрый, в ответе своем, выразил как несомненную истину следующую: разве я Бог, который лишил тебя плода чрева? [[old:gen:30:01|(Быт. 30,1-2)]]. Как то весьма верно изъяснил //Евсевий//. Слова //Евсевия//: И Иов и Давид, не смотря на то, что они рождены от отца и матери, оба говорят: руки Твои сотворили меня и создали меня. И к Иеремии Бог говорит: прежде нежели Я создал тебя во чреве, знаю тебя. //Кирилла//: Кто имеет естественную власть над всем, тот есть Бог: ибо ничто из тварей не имеет, как я сказал, естественной власти, но все рабски служит сотворившему и мы не сами себя создали и не само по себе появилось на земле разумное животное, но создано от Бога. **мы же людие Его, и овцы пажити Его** Это сказано и в [[old:ps:094:07|94]]-м псалме, хотя там написано: народ паствы и овцы руки; впрочем cиe не составляет большого различия между ними. Слова //Феодорита//: Он не только Владыка наш, но и Пастырь, доставляющий нам хорошую пажить. А мы народ Его, как царя, и овцы как пастыря. По словам //Евсевия//: Народом называются лучшие и умнейшие, а овцами занимающее место в числе неразумных и несведущих в божественных писаниях. //Исихия//: Чьи мы овцы? Знай что Единородного, как говорящего: овцы Мои слушаются голоса Моего; мы народ Того, который пророческим гласом говорит нам: и будете Мне в народ и Я буду вам в Бога [[old:ier:11:04|(Иep. 11,4)]]. Итак Господь, Он есть Бог, ибо Сын называется тем и другим, как и Отец. //Афанасия//: Как Бог и Творец всех, Он призывает и усвояет себе всех. Ибо Бог спасает и людей и скоты, одних, как народ свой, а других, как овец пажити своей. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Уведите, яко Господь Той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его** **Той сотвори нас** относится не к творению, но к избранию: Он сделал нас тем, что мы теперь, – народ Его, обладатели Его страны (**пажити**); ср. [[old:ps:094:07#ep_irinej_orda|Пс. 94]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его** //Убедитесь, что Он – наш Творец и Пастырь, а потому входите в Его храм для прославления Его великого имени, так как от служения и верности Ему зависит и вечность Его великих обетований над своим народом//. "**Познайте, что... мы... Его народ и овцы паствы Его**", т. е. из всей истории Божественного водительства убедитесь, что Он нам особенно благоволит и особенно печется о вас, как пастух заботится о своих овцах. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Уведите, яко Господь Той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его** Продолжая ту же мысль о ближайшем общении верных с Богом, пророк как бы с некоторым укором обращается к неверным и неблагодарным людям, которые, забывая Бога, не сознают ни своего происхождения, ни своей совершенной зависимости от воли Божией. Вы должны, как бы так говорит пророк, понять, кто есть Бог наш, и кто мы; не сами собой мы явились в мир, а Он, **Господь Бог наш есть Творец наш** и Виновник нашего бытия. При этом он тут же указывает прикровенно и на духовное возрождение верующих чрез Иисуса Христа, явившегося в мир, дабы «//явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей//», чтобы все знали и помнили, что и все те, которые были «//чужды заветов обетования и были безбожники в мире//», теперь «//во Христе Иисусе бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою//» [[new:ef:02:07|(Еф. 2:7]], [[new:ef:02:12|12)]]. Нужно всем познать (**уведите**) и уверовать, что **Господь Той есть Бог наш**, а мы наследие Его, **народ Его и овцы паствы Его**. Пусть Дарвин и все последователи его, опирающиеся на нетвердое основание науки и непросвещенные светом истины, пусть познают, что не «от обезьяны» и не от «вечных» якобы «атомов» произошли люди, а Господь Бог, Той сотворил «//от единыя крове весь род человеческий, дабы они искали Бога, хотя Он и недалеко от каждого из нас//» [[new:act:17:26|(Деян. 17:26–27)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]