[<10>] ====== Толкования на Пс. 100:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше** **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною.** В заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие божественное. А людей не так расположенных, держащихся противного образа мыслей, т. е. горделивых, обидчиков и уничижителей, старался я иметь вдали от себя, чтобы даже и не видеть их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима** Поистине очи Божии обращены на верных, следя за ними, чтобы они не уклонились от истины. Если хочешь убедиться в истинности сказанного, то вспомни блаженных апостолов: ведь они были верными земли и чрез их веру проповедь спасения наполнила всю вселенную: //«во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной – слова их"// [[old:ps:018:05|(Пс.18:5)]]. Полученной от них верой полна вся вселенная, имея в ней неисчерпаемое богатство благочестия. Эти-то верные восседают со Владыкой, так как им сказано было: //«сядете и вы – двенадцать – на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»// [[new:mf:19:28|(Мф.19:28)]]. **"Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною»**. О, чудо! Бренные телом воссе­дают, а бестелесные будут предстоять! Я не уничижаю ангелов Божиих, – да не будет! – но возвещаю человеколюбие Божие, по кото­рому Он почтил человеческую природу. Если же святые апостолы будут восседать как судьи неверных, то необходимо отсюда сле­дует, чтобы и принявшие от апостолов веру и подобно им веровавшие, – чтобы и они были посаждены вместе с апостолами для того, чтобы произнести суд над непринявшими веры и неисповедавшими спасительного слова. Может быть, – выскажу свое предположение, – апостолами будет приведено двенадцать верных народов, которые вместе с ними будут судить двенадцать колен Израилевых, не принявших апостольской проповеди и не поверивших Владычней воле, желавшей, чтобы и они, приобщившись вере, услышали: **"Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною»**. На похвалу праведника и Бог отвечает подоб­ным же образом и объявляет, что таковы именно должны быть хо­дящие в вере. Он говорит: **"Ходящий непорочным путем – сей служил мне"**. Только таких слуг избираю Я себе, которые ходят по пути непорочному, не уклоняясь ни направо, ни налево, и не заблуждаясь от путей правды и истины. //«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем»// [[old:ps:118:001|(Пс.118:1)]]. Итак, на слова пророка: //«пою и разумею о пути непорочном»//, Дух Св. отвечает здесь: **"Ходящий непорочным путем – сей служил мне".** И далее на слова: //«ходил в незлобии сердца моего ...среди дома моего",// и: //«со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел»//, дается ответ в словах: **«не... жил внутри моего дома поступающий гордо»** и еще говорится **"говорящий неправду не был прав пред глазами моими»**. Как там псалмопевец говорит: //«Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял»//, так и здесь сказано **"говорящий неправду не был прав пред глазами моими»**. **//Беседа на псалом 100.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше** **«Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною».** Сообщниками же моими в собраниях и в совете были те, которые украшались верою и высоко чтили божественное. **«Ходяй по пути непорочну, сей ми служаше».** Не только же о друзьях и советниках, но и о служаших мне прилагал я великое попечение; потому что употреблял в дело служителей радеющих о добродетели и чуждых порока. ===== Евфимий Зигабен ===== **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше** **Очи мои **(обращены)** на верныя земли **(что)** посаждати я со мною** Глаза, говорит, мои всегда были обращены к верным на земле, т. е. к тем людям, которые были достойны доверия по правоте своей жизни. Или верными называет добрых людей, по словам божественного //Кирилла//. Так и //Соломон// говорит: мужа верного трудно найти [[old:pr:20:06|(Прит. 20,6)]], так как доброе редко. На сих-то, говорит, добрых людей я обращал внимание и с ними садился. //Кирилла//: К верным, т. е. святым, так что они и сидят вместе со мною, т. е. пребывают при мне, дают советы и содействуют в полезном. Ибо отличное добро для человека добрый советник, и содействие во всем, что только полезно и наставление в нужном ко спасению делает его почтенным и достоподражаемым. //Исихия//: Не только, говорит, он отвращался от злых, но и столько удовольствия находил в добрых, что устремлял к ним глаза, как обыкновенно делают любители в отношении к любимым. **Ходяй по пути непорочну, cей ми служаше** Тот, говорит, кто ведет себя и живет неукоризненно, был мне слугою. Ибо надобно иметь не только друзей хороших, но и служителей также; почему и //Соломон// сказал: приятен царю служитель разумный [[old:pr:14:25|(Прит. 14,25)]], и //Сирах// о мудром и богобоязненном: среди вельмож будет служить он [[old:prs:39:04|(Сир. 39,4)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима** **Не исправляше**, не мог стоять прямо предо мною. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима. Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие** Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ("верные земли"), чист в поступках (//"кто ходит путем непорочности"//). - //"Говорящий ложь не останется пред глазами моими"// - не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. - //"С раннего утра"// - с возможной и полной быстротой ("утро") и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников. Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к [[old:ps:005:start|Пс 5]] и [[old:ps:008:start|8]] Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше** Удалив от себя злых клеветников и всех гордых и ненасытных честолюбцев, говорит пророк, я все внимание обращал на людей честных, добросовестных, искренно преданных своей вере и пользе своего отечества (**на верныя земли**) и таковым предоставлял почетные места и высшие должности в государстве, для того чтобы приблизить их к себе и оказать им полное доверие (**посаждати я со мною**), чтобы они всегда могли быть в моем доме и семейным образом обращаться со мною. При выборе нужных для государства и полезных для царского двора людей я, говорит далее Давид, обращал внимание на тех, которые пребывали в незлобии и чистоте сердца и проводили беспорочную жизнь, и таковых только призывал к себе на службу: **ходяй по пути непорочну, сей ми служаше**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]