[<10>] ====== Толкования на Пс. 101:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое** //Содержание:// Нищий по Богу, т. е. лик Пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое** Потребно нам усильное восхождение к Богу, чтобы уразуметь, в чем мы обнищали; ибо не придем в вожделение истинных благ, если не поймем своей в них нищеты. Но каким-то одушевленным и внутренним соделается глас молитвы, когда узнаем, в чем мы обнищали, когда придем в уныние от замедления в исполнении желаемого, и в таком случае изольется моление наше, вместо слов, слезами из очей. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое** Этот псалом заключает в себе пророчество о бедствиях иудейского народа в Вавилоне и о возвращении его оттуда; в то же время он предрекает и призвание язычников и их спасение; он также пригоден и для всякого человека, подавленного каким-либо несчастьем и умоляющего о божественной помощи. **Нищим** здесь на­зывается тот, кто нуждается в божественном попечении; его можно сравнить с ублажаемым в словах: //"блаженны нищие духом"// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Конечно, всякий, преданный Богу, будучи беден в житейских ве­щах, но богат пред Богом, удручается скорбью, или **"унывает"** – по Симмаху, при виде пороков и погибели многих; так было, на­пример, с тем, который говорил: //"не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми"// [[old:mih:07:02|(Мих. 7:2)]], и с тем, кто сказал: //"нет творящего добро"// [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1)]]. **//Беседа на псалом 101.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое** Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое». Псалом содержит в себе предречение о бедственном состоянии народа иудейскаго в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении. ===== Евфимий Зигабен ===== **Молитва нищего, когда унывает и изливает пред Господом прошение свое** Сия надпись называет нищим того человека, который нуждается в Божественной помощи: сему-то, говорит, приличествует молитва сего псалма, или самый псалом, когда он унывает или малодушествует, будучи борим невидимыми врагами и приносит прошение свое Богу. Ибо излию, говорит, пред Ним моление мое, что, изъясняя, прибавляет в последствии: печаль мою пред Ним возвещу [[old:ps:141:03|(Пс. 141:3)]]. Но предварительно Давид написал сей псалом для самого себя, когда был гоним и малодушествовал, почему и молился Богу. Этот псалом содержит также и пророчество о Христе в разных местах. По //Феодориту//: Этот псалом пророчествует о бедствии иудеев в Вавилоне и освобождении их из Вавилона; предсказывает также и о призывании язычников. //Нисскаго//: Молитва нищему. Часто мы имеем нужду в божественном восхождении, чтобы разуметь в чем мы нищи. Ибо мы не пожелали бы истинных благ, если бы не почувствовали нищеты своей; напротив того, когда мы познаем в чем мы нуждаемся и приходим в уныние от нескорого доставления нам желаемого, тогда молитва делается сильною, от души и внутреннею. И таким-то образом изливается моление наше, выражаясь слезами, а не словами. А молитва есть беседа ума с Богом. И //Григорий Богослов// в ямбических стихах говорит: под прошением представляй моление находящихся в недостатках. А под молитвою разумей прошение находящихся в лучшем состоянии. Слова //Дидима//: Всякий просящий, не имеющий того чего просит и приходящий для получения просимого, есть нищий. Итак, всякий молящийся Богу просит, чтобы его сделал участником благ, потому что он сам от себя иметь их не может. Посему у Бога все нищи, если и великий Давид и царь был нищ в дарах Божьих, почему, познав, что у него недостает многого или и всего подаваемого от Бога, приходил в уныние и великую печаль. //Евсевия//: Всякий полагающийся на Бога при нищете своей в житейских вещах и богатении Богом унывает от печали о злонравии и погибели многих, каков был тот, кто говорит (//Михей//): увы мне, ибо погиб благоговейный от земли и нет делающего право между людьми. Впрочем, изнемогая и скорбя по сим причинам, нищий изобретает, для себя врачевство от страдания сего, состоящее в молитве к Богу, в которой он находил утешение. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое** Из [[old:ps:101:14|14,]] [[old:ps:101:15|15,]] [[old:ps:101:17|17,]] [[old:ps:101:21|21,]] [[old:ps:101:29|29]] стихов, кажется, совершенно ясно вытекает, что настоящий псалом написан в вавилонском плену. Многие иудейские и христианские толковники признавали его молитвою пленного народа. Если же эта молитва представляется первее всего индивидуальною, то, кажется, страдания псалмопевца были то же, что и страдания всего народа, так что вопль его есть вопль души всего нечестивого народа. Надпись псалма литургического происхождения, указывающая, кто и в каком положении может употреблять этот псалом. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое** Первый стих представляет общее указание на содержание псалма, как молитву праведного, обращенную к Богу в период его бедствий. Под праведником здесь разумеется не отдельное лицо и под бедствиями - не лишения и жизненные неудачи частного человека, но первый берется для обозначения целого народа, является собирательным лицом, а потому и бедствия его - бедствия и страдания целого народа. Последний же по псалму изображается одиноким и покрытым поношениями от врагов [[old:ps:101:07|(ст. 7-9)]]. Сион представляется разрушенным и народ еврейский может только оплакивать его камни, но не может приступить к его восстановлению, о каковом и молит Господа [[old:ps:101:14|(ст. 14-15)]]. Такая картина состояния еврейского народа и Иерусалима указывает на время плена вавилонского, когда евреи жили среди других народов и когда близилось уже назначенное пророком Иеремией время окончания его. Писатель псалма неизвестен. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое** Как видно из содержания всего псалма, молитва эта состоит из прошения об избавлении из плена вавилонского и о восстановлении Сиона [[old:ps:101:14|(ст. 14]], [[old:ps:101:17|17]], [[old:ps:101:22|22)]], и надежды молящегося простираются в Царство обетованного Мессии, когда соберутся все царства и народы для служения Господу [[old:ps:101:23|(ст. 23)]]. По всем этим признакам нужно думать, что псалом сей воспет был во время плена вавилонского, когда Сион лежал в развалинах: потому что только это время и могло дать основание для образов, под которыми созерцается здесь совершение дела искупления и устроения благодатного Царства Христова. Посему же сей псалом некоторыми причисляется и прямо к пророчественным, относящимся в особенности к Иисусу Христу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]