[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Творяй милостыню Господь и судьбу всем обидимым** Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым** //«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом»// [[new:tit:03:05|(Тит.3:5)]]. Увидев нас угнетенными неправдой диавола, врага истины, Он открыл нам источники истины, а над ним произнес праведный суд. Как Отец милосердия, и единый благой, искупив от неправды души захваченных диаволом в свою власть, приняв рукописание наших грехов и пригвоздив его на кресте, Он сде­лал нас свободными. Это рукописание мы наполняли нашими делами, и пока оно было в руках диавола, мы были его должниками. И вот Бог даровал нам суд, кровью Сына Своего очистив нас и от того, в чем мы сами были неправедны, и от того, что терпели мы от неправды диавола. Потому и Павел научил нас лучше терпеть не­правду, чем причинять ее, так как для терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования. //«Неправедные Царства Божия не наследуют»// [[new:1kor:06:09|(1Кор.6:9)]]. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым** Сказано: //«заградих море враты»// [[old:iov:38:08|(Иов. 38:8)]], то есть: милостынями Моими удержал Я злобу диавола, чтобы вся она, покрыв тебя внезапно, не потопила совершенно. Ибо, по написанному, **«творяй милостыни Господь»** [[old:ps:102:06|(Пс. 102:6)]], тем и творит, что щадит род человеческий и не дозволяет врагу искушать рачительных, сколько бы он захотел. **//Письма на разные темы. Монаху Павлу.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым** Ибо //«не от дел праведных, их же сотворихом мы»//, как говорит божественный Апостол, //«но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго»// ([[new:tit:03:05|Тит.3:5]]). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор. ===== Евфимий Зигабен ===== **Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым** Здесь (на греч.) не достает глагола—есть, который (с причастием: //творяй//.) значит то же, что творит: Господь, говорит, творит милости и праведный суд тем, которых обижают. Слова //Евсевия//: Из писания Моисеева ты можешь узнать, какие суды производил для обижаемых. Так праведным судом своим Он казнил Египтян посланными от Него язвами за обиды, причиненные ими сынам Израильским. //Феодорита//: Ибо не за дела праведности, которые мы сотворили, как говорит божественный апостол, но по своей милости спас нас банею возрождения и обновления Св. Духом, и, видя, что нас обижает враг истины, Он отверз нам источники милости, а на него произнес праведный суд. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 6-7 **Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя** Вообще свойство Божие – оказывать милосердие и помогать нуждающимся в помощи, как ясно показывает история народа Божия, написанная Моисеем. **Пути** Божии – чудесное водительство Израиля Богом, но не закон; Бог показывал Моисею, какие чудные пути Он проложил, которыми можно вести верующих Его: **хотения** – также эти водительства, но рассматриваемые как действия Божией любви. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Творяй милостыни Господь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя Моисеови, сыновом израилевым хотения своя** //Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости// Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту (//"правду и суд"//). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю (//"пути"//), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя** Господь Бог как всеведущий, говорит здесь пророк, Сам видит, кому и какие воздать милости, и как защитить притесняемых на суде от** обиды** и неправды. Так, по Своему усмотрению, Он и действует (**творяй милостыни и судьбу**), оказывая милость и справедливость всем обиженным. Сперва, при ветхозаветных патриархах, Он Сам непосредственно управлял избранным народом, а затем, избрав из среды народа пророка **Моисея**, дал чрез него народу израильскому Закон (**сыновом Израилевым хотения Своя**) и разные установления и заповеди; причем торжественно и всенародно объявил, чтобы все люди знали и исполняли сей объявленный Им Закон, чтобы согласно с ним проводили жизнь свою и чрез то научились познавать и любить Бога; все это и выразил пророк словами: **Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]