[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив** **Щедр и милостив Господь.** Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как говорит и Моисей: //Господь долготерпелив, и многомилостив, и истинен, творяй милость в тысящи// ([[old:ish:34:06|Исх. 34:6-7]]). Итак, силы Свои, названныя **путями,** и добродетели, с каковыми править всем, **сказа Моисеови.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив** Вот причина стольких благодеяний, и прежних, и настоящих, как сказал и Моисей: //«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов"// [[old:ish:34:06|(Исх.34:6–7)]]. Эти-то Свои свойства открыл Господь Моисею под именем путей Своих, а Его совершенства во всех отношениях обнаруживаются как бездна божественной благости, безмерная милость, море человеко­любия. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив** А причиною сих благ, говорит Пророк, – бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует** Господь, говорит, как щедрый и милостивый, соболезнует о нас, обижаемых и притесняемых, а как долготерпеливый не тотчас предает согрешающих наказанию и в руки врагов их; будучи же многомилостив, Он милует не однажды, но многократно. Бог, говорит, не всегда гневается на грешников. Слова великого //Афанасия//: Хотя, говорит, Бог и прогневался за преступление наше в Адаме, и осудил род его на смерть, но не продолжает гнева своего до конца; ибо в последние времена послал Единородного своего Сына для избавления нас oт тления; потому что не может иметь продолжительного гнева тот, кто, как снисходительный к кающимся, говорит: когда гнев ярости моей кончится, я опять уврачую (Ясак 7, 4); и если гневается, не для погубления и истребления это делает. Ибо тогда было бы сказано: до конца прогневается, когда Он продлил бы гнев свой до конца и до погубления находящихся под гневом Его. //Феодорита//: Причина сих благ есть бездна благости Божией, безмерная милость, причина человеколюбия. //Исихия//: Итак, не навсегда (ибо это значить не до конца) продлить ярость, и не беспрерывно дарует милость недостойный: иначе, как Бог был бы Судия и праведный и крепкий? Или, как воздавал бы каждому по делам его? Посему Он растворяет гнев свой милостью: когда время милости, Он показывает ее, а когда время—гнева, Он наводит его в день гнева и праведного суда: почему и говорит: не до века негодует, т. е. настоящего, ибо сохранил суд и гнев для будущего. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив** Бог поистине таков, каким изображает Его уже Моисей [[old:ish:34:06|(Исх. 34:6),]] именно щедр и милостив и т.д. **Щедр** и проч. – слова Моисея, в которых он прославил Бога, делающего столь великое Своему народу; ср. [[old:ish:34:06|Исх. 34:6;]] Моисей вводится как свидетель. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-13 **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует: не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость свою на боящихся его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его** Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–10 **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует: не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам** Изречениями сих стихов пророк выражает ту мысль, что созерцая великую милость Божию к себе и к своему народу, он настолько был воодушевлен величием сего беспредельного свойства благости Божией, что затруднялся в выборе слов для всестороннего изображения этого свойства. Он называет Господа Бога не только **милостивым**, но и **щедрым**, т.е. преисполненным всякой милости к несчастным (лат. misericors); **долготерпеливым**, исполненным продолжительного терпения, и **многомилостивым** (милостию Своею по самой Божественной природе Своей превосходящим всякое разумное существо). В этом случае он припомнил, конечно, выражения о величии милости Божией, изложенные Моисеем в книге Исход [[old:ish:34:06|(Исх. 34:6–7)]], и не мог сделать ничего лучшего, как употребить почти буквально эти выражения. Как царю и пророку ему известны были многие исторические факты и события из жизни своего и соседних народов, когда Бог и наказывал, и часто угрожал людям за грехи и беззакония их, – и вот он, на основании таких исторических опытов, говорит: Господь гневается на грешников и угрожает им казнями, и нередко гнев Его изливается страшными казнями на виновных, но Он не вечно **враждует**. Исполненный величайшей милости и долготерпения, Он всегда прощает кающихся грешников. Если бы с беззакониями и грехами нашими соразмерял Он Свои наказания, то никто **не устоял** бы против суда Его [[old:ps:129:03|(Пс. 129:3)]]. По той же неизреченной милости, Он снисходит нашим немощам и далеко несоразмерно с тяжестию **беззаконий** наших поступает с нами и **воздает** нам гораздо милостивее того, чего достойны бываем мы за грехи наши (**ниже по грехом нашим воздал есть нам**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]