[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его** Отеческую доброту обнаруживает Творец и Создатель, или лучше сказать, из сожаления к боящимся Его Он принял их как своих детей. И не с отвращением сделал это Господь, но, зная сердца человеческие, которые Он же все и создал; Он знает, что каждому полезно, и к чему мы имеем силу и способность, то и дает нам, чтобы чрез исполнение Его воли нам сделаться Его сынами. Можно сказать, что Господь по собственному опыту узнал нашу природу, сделавшись плотью, и что Он имел природное расположение считать нас своими детьми. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его** Он, Создатель и Творец, уподобился в благости отцу, и такую же нежную любовь оказал к рабам, какую отец оказывает к детям. ===== Евфимий Зигабен ===== **Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его** Природный отец щедрит и жалеет сынов своих; потому что когда согрешат они, он промышляет о них, перенося грехи их, советуя, умоляя; устрашая, долготерпя, наказывая, врачуя и употребляя всякие средства для исправления и спасения их. Посему как щедрит и милует сынов своих природный отец, так и Бог несравненно более соболезнует и милосердствует о боящихся Его и хранящих заповеди Его. //Златословеснаго//: Не потому, чтоб это было только так, но потому что он не имел другого подобия в виду для изображения крайней сострадательности. Ибо что есть еще и большее сего, это показал Исаия, взяв в пример мать, которая гораздо сердобольнее, нежели отец, к детям, он говорит так: разве забудет жена дитя свое, чтоб не миловать исчадий чрева своего? Если же и забыла бы их жена; но Я не забуду тебя, говорит Господь, показывая сим, что милость выше природной любви Матери к детям. Он же в беседе к иудеям говорит: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него. Чем ни что иное показывает, как то, что сколь велико различие между добрыми и злыми, столь велико различие попечительности Божией от отеческой. ===== Лопухин А.П. ===== **Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его** См. Толкование на [[old:ps:102:08#lopuxin_ap|Пс. 102:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14** Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы** Здесь (в ст. 13) пророк представляет еще сравнение, для наибольшего уяснения Божеской благости в отношении к людям верующим и имеющим страх Божий. Он сравнивает Божественную благость и долготерпение Божие к людям с естественною отеческою любовью родителей к детям. Как обыкновенные родители терпеливо и снисходительно относятся к своим детям, как бы не замечая иногда их недостатки и слабости, так милостиво относится, так **ущедряет Господь боящихся Его**, снисходя к их человеческим немощам. Потому что Он знает их происхождение (**яко Той позна создание наше**), знает, что мы сотворены из земли, и хорошо помнит, не забыл, что мы перстные,** яко персть есмы**. По словам блж Феодорита: «Творец знал немощь нашей природы, знал, из чего мы созданы и во что опять обратимся» [6, с. 486]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]