[<10>] ====== Толкования на Пс. 102:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его** **Благословите Господа вся силы Его.** Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, — престолы ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам словом: //силы.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его** Упомянув об ангелах, пророк затем назвал силы, в одном наименовании соединив всех, чтобы не перечислять отдельно небесные чины, о которых и Павел вспомнил отчасти, сказав: //«превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого»// [[new:ef:01:21|(Еф.1:21)]], и в другом месте: //«видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли»// [[new:kol:01:16|(Кол.1:16)]]. Назвав слуг Его творя­щими волю Его, псалмопевец противопоставил их соименных им противным силам. Тех он, конечно, не призывает к восхвале­нию Бога, тех, т.е., начальств, властей и миродержителей тьмы (века) сего и духов злобы. Все же небесные чины назвал ангелами и си­лами: ангелами, как служащих повелениям Божиим и возвещаю­щих слова Божии; силами же, как способных исполнять Его прика­зания и как получивших от Творца власть над природой. **//Беседа на псалом 102.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящии волю Его** Чинов небесных много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другия неизвестныя нам именования, как говорит божественный Апостол ([[new:kol:01:06|Кол.1:06]]). Но все сии чины пророческое слово заключило под сими двумя именованиями; ибо назвало //«Ангелами»//, как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии, – //«Силами»// же, как достаточно сильных делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получивших от Сотворшаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его** Сказав прежде об ангелах, Давид здесь говорит о других чинах бесплотных сил. Ангелы называются слугами, т. е. исполняющие волю Божью, к какому бы чину ангелов они не принадлежали. Слова //Евсевия//: Если и между людьми находятся такие, которые ведут равноангельскую жизнь и сильны к исполнению слова Его; то и они да благословляют Его; и никто из преступников слова Его и преслушников гласа Его да не дерзает нагло на сие. //Григория богослова// вместе с //Василием//: Они суть служители воли Божией, служащие Богу в том, что Ему угодно сделать чрез них для благодеяния всей твари, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение, повсюду ходящие, всем и везде охотно являющиеся по усердию к служению и по легкости своей природы. Они приходят и к нам, не самопроизвольно и несамовластно посещая нас. Ибо первоначальная и естественная их жизнь состоит в том, чтобы взирать на красоту Божию и непрестанно прославлять Бога; а случайное некоторым образом их действие есть обращение с нами и попечение о людях. //Евсевия//: Поскольку есть и противнические силы; то весьма прилично Давид присовокупляет сие: слуги Его. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его** См. Толкование на [[old:ps:102:20#ep_irinej_orda|Пс. 102:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его** См. Толкование на [[old:ps:102:20#lopuxin_ap|Пс. 102:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его** См. Толкование на [[old:ps:102:19#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 102:19]] [<10>]