[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный** **Творяй Ангелы Своя духи,** т. е. творит Ангелов легкими и выспренними. **И слуги Своя пламень огненный.** Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела //в пламени огненне// [[old:ish:03:02|(Исх. 3,2)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный** Говорится, что творит **«Ангелами Своими духов и служителями Своими огонь пылающий»**, разве творить значит здесь не более как сохранять в подчинении закону, по которому созданы; духом же и огнем называется естество это, частью как мысленное, а частью как очистительное, потому что и Первая Сущность приемлет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому. **//Слова. Слово 28.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный** Господь – творец не только видимых, но и невидимых. К одним и тем же пророк приложил, названия духа и огня, тем и другим, желая обо­значить их силу и быстроту. Дух по природе не связан простран­ством, а действие огня отличается силой. При содействии ангелов Бог всяческих и благодетельствует достойным и наказывает не­достойных. Это также напоминает об огне, так как он служит для наказания. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный** Пророк показал, что Бог – Создатель не только видимаго, но и не видимаго. Духами же и огнем наименовал одних и тех же, тем и другим показывая могущесгво и быстроту; потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня. Бог всяческих, употребляя служителями Ангелов, достойным благодетельствует, и наказывает сопротивных. Потому Пророк упомянул и об огне, означая сим карающую силу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Творяй Ангелы своя духи, **(духами)** и слуги своя пламень огненный** (пылающим огнем) Сими словами проповедует Давид, что Бог есть Творец умной и невидимой природы; а называет ангелами и духами одних и тех же, выражая сими именами быстродвижность и деятельность их, или изображая и природу и сущность их. Они суть духи, говорит, т. е. умный и невещественный огонь. Слова //Василия//: Существо ангелов, быть может, есть воздушный дух или вещественный огонь, как написано здесь; посему они занимают место и бывают видимы в образе собственных своих тел, являясь достойным. Между тем освящение извне подается существу их; ибо силы небесные не по природе святы, но меру освящения получают, по соразмерности превосходства одной пред другою, от Духа. Слова //Григория Богослова//: (заметь, что) мы не можем видеть не телесным образом мысленного и небесного естества, хотя оно и нетелесно. Ибо говорится, что творит Ангелов духами и служителей своих пылающих огнем, разве творить значить здесь не более, как сохранять тем способом, каким они созданы; Духом же и огнем называется сие естество с одной стороны, как мысленное, с другой как очистительное; потому что и Первое существо т. е. Бог приемлет, как известно, те же наименования. Впрочем пусть будет оно у нас нетелесно, или, сколько можно, близко к тому... иное (из Ангельских естеств) иным способом, озаряясь по мере естества и чина. //Златоуста//: Не изображает, что Ангелы по существу, но сими стихиями открывает только действие их. //Феодорита//: Дух, по своему естеству, проницателен и действие огня сильно. Бог, употребляя в служение свое Ангелов, достойным благодетельствует, а недостойных наказывает: посему серафимы, по переводу, означают сожигающих; потому-то и упомянул об огне, чтобы выразить сим действие наказания. ===== Лопухин А.П. ===== **творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный** См. Толкование на [[old:ps:103:01#lopuxin_ap|Пс. 103:1]] ===== Прот. Евгений (Воронцов) ===== **творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный** По мнению западных гебраистов Библейский подлинник (масоретский) выражает мысль, что Бог творит из ветров ангелов (т.е. вестников) и из пламенеющего огня (т.е. атмосферической молнии) своих слуг, тогда как перевод LXX говорит о творении ангелов-духов и пламенеющих, как огонь, бесплотных для служения Творцу. В миросозерцании псалмопевца будто бы – натурализм, а в учении LXX – ангелологизм, мистицизм. Однако, изложенное утверждение гебраистов оказывается несостоятельным со стороны еврейского синтаксиса и прямо отвергаемым тем самым контекстом, в каком эти толкователи ищут опоры для своего мнения. Хотя в 103 псалме прежде речи об ангелах упоминается о служении Иегове явлений стихийной природы: света, как одежды, неба, как волнующего навеса шатра, быстро движущихся облаков, как колесницы, однако в непосредственно следующем за 4 стихом месте псалма содержится указание на создание земли, а потому ничто не препятствует, не отступая от логической нити псалма, видеть в 4 стихе упоминание псалмопевцем о творении ангелов, предварившем бытие материальной вселенной. **//К изъяснению Псалма 103 (104), 4: творяй ангелы своя духи и слуги своя – пламень огненный.// ** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный** По переводу с еврейского этот стих читается так: «Ты творишь ангелов Своих духами, служителей Своих пылающим огнем». Т.е. Господь Бог делает святых **ангелов** Своих для исполнения воли Своей такими легкими и скороподвижными, как дух, или ветер, и служителей Своих (тех же ангелов) столь светоносными и сильными, как **пламя огня**. В таком же смысле объясняют это место и св. отцы. Блж. Феодорит так говорит о сем: «Духами и огнем пророк наименовал одних и тех же ангелов, тем и другим наименованием показывая могущество и быстроту, потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня» [6, с. 491]. А св. апостол Павел приводит это место, по переводу LXX толковников, как доказательство превосходства Спасителя пред ангелами, говоря о них как о разумных существах [[new:evr:01:07|(Евр. 1:7)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]