[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века** **Основаяй землю на тверди.** Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века** Акила и Симмах: //«на седалище ее»//. Какая же твердь, о, пророк, там, где столько воды, где беспредельный океан, носящий землю на волнах своих? Ведь он и сам в другом месте под­тверждал это: //«утвердил землю на водах»// [[old:ps:135:06|(Псал.135:6)]]. Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. //"В руке Его все концы земли»// [[old:ps:094:04|(Пс.94:4)]]. Землей называет человека. Кого Он утверждает на осно­вании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. **«Не преклонится она во век века".** Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: //«повесил землю ни на чем»// [[old:iov:26:07|(Иов.26:7)]]. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века** Почему о земле написано: **не преклонится в век века**? Поскольку сказанное о земле: **не преклонится в век века**, сличив со словами: //призираяй на землю и творяй ю трястися// [[old:ps:103:32|(32)]], подумал ты, что означается сим нечто противоречащее одно другому, то знай, что земля, хотя поколеблется, но не преклонится. Поколеблется, чтобы показать страх; не преклонится же, чтобы показать назначенный ей предел. Ибо тем, что потрясется, признает свое рабство, а тем, что не уклоняется с места своего стояния, указывает на предел, предписанный ей Богом. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Основаяй землю на тверди ея».** //Акила// же и //Симмах// перевели:// на основании ея// **«Не преклонится в век века».** Ибо, утвердив землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность, и таким образом будет она стоять, пока Ему сие угодно. Так и в другом месте сказано: //«повешаяй землю ни на чем же»// ([[old:iov:26:07|Иов.26:7]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Основаяй землю на тверди ея; не преклонится **(она)** в век века** Ты, говорит, Господи, основал землю; на какой твердости и каком основании? На определении и повелении Твоем; ибо оно для земли служит вместо твердыни и основания и оно на самом себе утверждает ее. Посему и земля, имеющая основанием своим повеление Твое, никогда не опрокинется и не сдвинется с места своего. Слова //Василия//: Как земля стоит твердо и непреклонно? На чем она опирается? И что поддерживает ее? И опять сие чем поддерживается? Ибо разум наш ни на чем не может утвердиться, кроме воли Божией. //Златоуста//: на какой твердости,—пророк, когда столько воды под нею? Таковое основание не твердо, но слабо. Что составляет твердость ее? Сила Произведшего ее, определение Творца, воля Божия крепче всего. //Григория Богослова//: посему не сказал: Основавший, но основывающий, подобно как не Сотворивший, но Творящий Ангелов, что показывает устроение и соблюдение сотворенных, однажды утвержденных и произведенных. Подобное сему и следующее выражение: утверждать гром и созидать дух, тогда как закон для них данный однажды; действие же и ныне постоянно продолжается. //Исидор//: Сему не противно следующее: заставляющий ее трястись, также: не наклонится во век. Ибо она хотя не наклонится, но потрясется, и трясением своим показывает рабство, а невыступанием из своего ряда возвещает об определении Божьем. //Феодорита//: Утвердив ее на самой себе, Он дал ей неподвижность, и она пребудет в том виде, доколе будет Ему угодно. Так сказано и в другом месте: вешающий землю ни на чем [[old:iov:26:06|(Иов. 26,6)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века** Он создал как небо, со всем, что находится на нем и над ним, так и землю, Своим всемогущим словом отделивши воды, покрывающие землю и тем обнаруживши горы и долины, которые не должны уже покрываться окружающими их водами. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-9 **основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю** //Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира; образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы// Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена //"бездною, как одеянием"//, так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению (//"от прещения"//, //"от гласа грома"// - образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века** Начиная со второй половины [[old:ps:103:01|1-го]] стиха, речь пророка обращена к Лицу Божию, а потому и здесь он выражается во втором лице так: Ты, Господи, утвердил землю на основаниях ее, так что они не поколеблются во веки и веки. Это значит, что при сотворении мира Господь Бог установил землю, в ряду других планет, на столь твердом основании (**на тверди ея**), что она, существуя многие тысячелетия, не поколеблется, не сдвинется с своего основания, какое указано ей Творцом,** не преклонится в век века**. Основание это верующему человеку нужно искать не в научных исследованиях, а в той творческой силе, которая дала повеление всему созданному, в том повелении, о котором сказано в другом псалме [[old:ps:148:06|(Пс. 148:6)]]: «повеление положи и не мимоидет». О сем же повелении Бога Творца мы слышим и в церковном песнопении: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую» (Октоих. Глас 5-й. Вторник, на повечерии. Канон. Песнь 3, ирмос). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]