[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля** **Напаяяй горы от превыспренних Своих**. Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди. **От плода дел Твоих насытится земля.** Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля** Для чего напояются горы? И они нуждаются в дожде, потому что на них растет трава и деревья. Не только внизу устраивает Господь орошение земли, но и вверху посылает влагу посредством обла­ков. **"Высотами"** (в славянском – **«превыспренными»** – τὰ ύπερῶον – верхняя часть дома, чердак) Божиими называет воздух, представляя весь мир – одним домом. После моря идет речь о дожде, потому что воды его получаются из моря. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля** Бог не только внизу уготовляет и источает водное естество, но и свыше из облаков приносит орошение. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля** **Напаяяй горы от превыспренних **(высот)** своих** Ты, говорит, Господи, напаяешь горы от облаков, которые называет здесь высотами. А если напаяются горы, то явно, что напаяется и вся земля, когда соразмерно подаются Богом свыше чрез облака дожди. Слова //Златоуста//: Некоторые говорят, что дожди составляются неизъяснимо и для нас неприметно из оной вышенебесной воды (как и Митрофан Смирнский старается доказать в изъяснении второго послания Петрова, что потопная вода произошла из этой воды); ибо это значить: от высот Его; поскольку и в начале сказал: покрывающий водами высоты Его, т. е. небо. По словам //Евсевия//, высоты суть воздух; он говорит: разве кому угодно будет разуметь под высотами Божьими, как сотворенными от Бога, окружающий облака воздух. //Исихий// в высшем смысле под горами разумеет пророков, которые не от самих себя, но с небес (которые Бог поставил высотами выше твари) получают подаяние Духа. **От плода дел твоих насытится земля** Вся говорит, земля, т. е. земные и на земли живущие животные будут насыщаться плодами дел Твоих, чем называет все земные плоды, не потому только, что они произрастают по повелению Божию, но и потому, что и самые места, производящие таковые плоды, суть дела и создания Божии. Некоторые же, в числе которых //Евсевий//, думают, что слова: напаяющий горы от высот, относятся к одним только горам, а сии слова относятся к прочей земле, что и она будет напоена от плода дел Божьих, т. е. от дождя, который есть как бы плод распоряжений Божьих, по которым Бог составляет и собирает облака из паров морских, озерных и речных и всего водного вещества. Слова //Златоуста//: Некоторые плодом дел Божьих почитают дождь; а я называю таковым не только оный, но и солнце, и воздух и изменение времен; ибо «ели бы земля не была насыщена всем сим, то не могла бы доводить плодов до совершенства. //Исихий// делами Божьими называет не только творения, но и знамения и чудеса, которых плод есть Евангелие, которым (Бог) насытил человека богопознанием. Тоже почти говорит и //Евсевий//. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел Твоих насытится земля** Он также снабжает водою горы и нивы, посылая живительный дождь и произращивая тем пищу для людей и животных. **От превыспренних своих**, из своих верхних храмин, где находятся верхние воды, представляемые источники дождя (ср. [[old:ps:103:03|ст. 3).]] **Плод дел** – дождь, который производил и производит Бог, плод Его действия. Другие под делами разумеют горние чертоги, которые Бог создал, как место для верхних вод, и из которых падает дождь, который таким образом является **плодом** Его; иные же разумеют насыщение тварей на земле полевыми плодами, которые Бог произращивает по Своей благости. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля** См. Толкование на [[old:ps:103:10#lopuxin_ap|Пс. 103:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–15 **Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** В изданиях Псалтири – синодальном и Тремеллия – слова: **от превыспренних Своих** – переводятся словами: «е coenaculis suis, с высот своих». А слово **прозябаяй** в тех же изданиях переводится словами: «producens, произрастающий». **Злак** значит «трава, зелень» (по Объяснительному словарю П. Гильтебрандта). Таким образом, перевод с еврейского означенных стихов будет следующий: «Ты, Господи, напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Здесь пророк говорит, что кроме источников и рек, из которых земля получает нужное орошение для полей, садов и других мест, находящихся на равнинах //(в дебрех//), Господь посылает воду с высот Своих (**от превыспренних**), чрез облака, из которых ниспускаются дожди на разные места земли, и на самые высокие горы. Таким дождевым орошением земля насыщается, исполняется изобилием травы, злаков и всякого рода плодов земных, которые употребляются в пищу и служат не только на пользу человека и животных, но и для других потребностей и удовольствий человека, каковы: **вино, веселящее сердце, хлеб, укрепляющий** здоровье и силы, и **елей** для **умащения лица** и других частей тела. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]