[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** Симмах выразил это яснее: произращающий траву скотам и злак на службу людям, чтобы пища исходила от земли и вино – веселило сердце человека, освещалось елеем лицо и хлеб – укреплял сердце человека. Для того, говорит, Бог всяческих постоянно по­сылает земле дожди, чтобы произрастить разнообразные плоды; и хлебом укрепить и напитать тело человека, вином порадовать его и сделать его жизнь более приятной, а елеем – не только напитать, но и снаружи умастить тело, лицо же внутреннего человека просветить и озарить питательным елеем божественного света, лишь по назначению отличным от упомянутого вина. Слово Божие есть виноградная лоза, и масличное дерево. //«Я же//, – говорит псалмопевец, –// как маслина плодовитая в доме Божием»// [[old:ps:051:10|(Пс.51:10)]]. Наставления его в различных отношениях являются и вином, и елеем, и хлебом. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** **Хлеб сердце человека укрепит**, пророчествовал пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Совершает укрепление сердца человеческого //хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни// [[new:in:06:48|(Ин. 6.48;]][[new:in:06:58|58)]]. Этот хлеб — Господь наш Иисус Христос. Он сказал: //Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем [[new:in:06:51|(Ин. 6.51-56)]]// Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит образом действия тела и крови Христовых. Действие вещественных хлеба и вина — вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости соделаться жертвою смерти. Духовный хлеб — тело Христово — укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, укрепляет волю, укрепляет ум, доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно заразилось при падении, которые называются страстями, то есть страданиями, болезнями. Духовное питание содействует духовной пище. Оно сообщает душе качество свойств Христовых. //**Аскетическая проповедь.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** Любви достаточно к тому, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот **вино**, веселящее **сердце человека**. Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные - и устыдились; испили грешники - и забыли пути преткновений; испили пьяницы - и стали постниками; испили богатые - и возжелали нищеты; испили убогие - и обогатились надеждою; испили больные - и стали сильны; испили невежды - и умудрились. //**Слово 83.**// ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** <...> какими устами можем возблагодарить Того, Который сперва создал нас, потом даровал нам помощь на сопротивного, — сердечный разум, телесное здравие, свет очей, дыхание жизни и, что всего важнее, (даровал нам) покаяние, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению сердца? Ибо (говорит Писание) **хлеб сердце человека укрепит**. И если кто думает, что это сказано о чувственном хлебе, то как же Сам Дух говорит, что //не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф. 4, 4)]]? //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 401.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** **Вино веселит сердите человека**, употребляемое умеренно в потребность телу. Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо //невинно вино, укоризненно же пиянство// [[old:pr:20:01|(Прит.20:1)]]; //и не упивайтеся вином, в нем же есть блуд// [[new:ef:05:18|(Еф.5:18)]], — говорит Божественное Писание. Да и сама природа, возмущаемая неумеренностью, делается учительницею доброго поведения. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** Но яснее перевел //Симмах//: прозябая траву скотам и злак на службу человекам, чтобы из земли произрастала пища, вино веселило сердце человека, сияло лице от елея, и хлеб укреплял сердце человека. Бог всяческих, говорит Пророк, непрестанно подает земле дождь для того, чтобы прозябали всякаго рода плоды, чтобы хлебом укреплялось и питалось естество человеческое, а вино увеселяло и доставляло большую приятность жизни, елей же не только употребляем был внутренно в пищу, но и отвне сообщал телам светлость. ===== Евфимий Зигабен ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** **И вино веселит сердце человека** И вино, говорит, веселит сердце человека, успокаивая, питая, согревая и производя в нем удовольствие и радость. И вино есть также плод земли; так как из земли произрастает виноградная лоза, а из плодов ее делается вино. Слова божественного //Кирилла//: Естественное и трезвое и необходимое для жаждущих питие есть вода. А вино—полезно. И весьма хорошо смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными. Посему хорошо сказано: в радость для души и веселие сердца вино создано в начале, когда испивается во время в довольном количестве, а в горечь для души вино, испиваемое много во время раздражения и несчастия [[old:prs:31:33|(Сир. 31,33)]]. //Златоуста//: Не сказал: питает тело, хотя и это оно производит; но, показывая сугубое действие его, говорит: веселит сердце. //Исидора//: Вино бывает врачевством и некоторым утешением, когда употребляется умеренно, и соразмерно нужде телесной, и будучи принято без нужды получает название блудного, обидливого и необузданного. Ибо необузданно вино и обидливо пьянство [[old:pr:20:01|(Притч. 20,1)]]. Посему когда ты выйдешь из границ и выпьешь не в меру, оно делается для тебя ядом. //Исихия//: Очевидно говорит о таинственном вине; почему оно и не веселит тела, а сердце, ибо доставляет прощение грехов (т. е. простительных); чем особенно веселится сердце людей. (Дабы) **умастити лице елеем** Земля, говорит, насыщается дождем, чтобы напаялись им маслины, и чтоб из маслин произвести елей, умягчающий и делающий блестящим сделавшееся жестким лице человека, употребляющего его в пищу, или в помазание себя. **И хлеб сердце человека укрепит** Вино доставляет сердцу человека веселие и радость; а хлеб укрепляет его во время измождения его от трудов и голода. И хлеб также есть плод земли; потому что Бог, как творец всех тварей, промышляет о всех и бессловесных и словесных, и одушевленных и бездушных. Посему Он насыщает землю дождем, дабы утучнившись и укрепившись оным, могла произвести нужное для всех животных пропитание. //Златоуста//: Сперва вспомянуты те вещи, которые более служат к поддержанию жизни нашей, и которые, снабжая человека своими плодами, приготовляют для него богатый стол: хлеб доставляет жизнь, вместе с сим вино подает утешение в печали, елей поддерживает здоровье и подкрепляет силы, когда употребляем его для помазания. Слова //Евсевия//: Лице внутреннего человека делается миловидным и просветляется питательным для божественного света и уничтожающим душевные болезни и изнеможения елеем, умственно только различающимся от изъясненного вина. Ибо Слово Божие есть как виноградная лоза, так и маслина: Я, говорит, как маслина плодоносная в дому Божием и учение Его в различных отношениях есть и вино и масло и хлеб. //Исихия//: Дарованием подаваемого Духа, так как Им просветляются лица верующих, и плод Духа есть любовь, радость, как и Павел говорит. А таинственный хлеб укрепляет сердце, подавая ему уверенность, что и мы делаемся Христовым телом чрез приобщение таинственного Хлеба. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** **Хлеб сердце человека укрепит**; хлеб есть опора жизненной силы (сердце), как самая обыкновенная и питательная пища. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** См. Толкование на [[old:ps:103:14#lopuxin_ap|Пс. 103:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит** См. Толкование на [[old:ps:103:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:13]] [<10>]