[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил** **Насытятся древа польская.** Пророк показывает, что и в лесах растущие дерева, каковы кедры и другие, возрастают по мановению Божию. Растут же они, как для многих других целей, известных нам из опыта, так и для того, чтобы птицы на них имели гнезда. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил** В еврейском и прочих читается: //Господни//. Сказав о плодоносящих растениях, псалмопевец вспоминает и о бесплод­ных, как необходимых и полезных для человека. А Господними назвал их как самородные, не рукой возделываемые, но возросшие единственно по слову Божию. Чего насытятся? Очевидно, богопознания. Как насытятся? Поучением в законе. Потому именно и назвал их древами Господними, что поучающиеся закону день и ночь называются деревом, //насажденным у источников вод// [[old:ps:001:03|(Пс.1:3)]]. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил** **«Насытятся древа польская».** В еврейском подлиннике и в других переводах сказано: древа Господни. Перечислив дерева плодоносныя, Пророк, по необходимости, упомянул и о деревах безплодных; потому что и они удовлетворяют необходимой потребности человеков. Посему назвал их древами Господними; так как растут сами собою, не насаждаются руками человеческими, но прозябают по Божию слову. Почему Пророк и присовокупил: **«Кедри ливанстии ихже еси насадил».** Их насадителями были не какие либо охранители священных рощей, но Божие слово соделало сеннолиственными вершины гор. А упомянув о Ливане, как о горе знаменитой, и о кедрах на нем, Пророк дал сим разуметь и другия горы и дерева. ===== Евфимий Зигабен ===== **Насытятся древа польская **(полевые)**, кедры Ливанстии, ихже еcи насадил** Дождем, говорит, которым имеет насытиться земля, насытятся и произведут зелень и все растения земли и различные деревья, а равно и кедры так называемой горы Ливана; где посредством кедров, как значительных дерев, Давид указал и на все разных видов деревья. Ты, говорит, Господи, насадил их Своим повелением. Златословесного: И бесплодные деревья суть Божии, а говоря, что Он насадил, сим показывает, что не от труда людей и не от старания земледельца, но от повеления Божия зависит то, что семя вверенное недрам земли приносит такое прозябение. Евсевий говорит, что еврейский и другие переводы именуют деревья Господними, потому что они сами собою растут и не суть произведения рук, но растут по повелению Божию. В высшем смысле Исихий под деревьями разумеет поучающихся в законе день и ночь насажденных на подобие дерева при исходищах вод и насыщающихся богопознанием; а под кедрами Ливана понимает произошедших из язычников, которых представляет Ливан, как полный идолов. Они то, быв насаждены при воде святого крещения и поучившись закону Божию, насыщаются богопознанием. Кирилла: Здесь слова не столько о деревьях, сколько об укорененных в вере и приносящих плод правды святых (в изд. своде). ===== Лопухин А.П. ===== **Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил** См. Толкование на [[old:ps:103:14#lopuxin_ap|Пс. 103:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–18 **Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** Под **древами польскими** пророк разумеет вообще всякие деревья, растущие на полях. Многочисленные собрания таких деревьев известны под именем леса, лесных рощей, парков и т.д. В ряду этих лесных, или полевых, деревьев пророк различает кедры Ливанские. Это особой породы крепкие, высокие и многоветвистые деревья, растущие в горах Ливанских, в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией. Слова: **насытятся древа польская** – по переводу с еврейского читаются так: «насыщаются древа Божии, или древа Господа, кедры Ливанские». Все деревья на земле, как и все вообще творения Божии, получили начало от Бога, вследствие Его творческого повеления, а потому слова: **ихже еси насадил** – относятся не к словам **кедри Ливанстии**, а вообще – ко всем деревьям Божиим. Следующий далее стих [[old:ps:103:17|17]] как будто сходствует со стихом [[old:ps:103:12|12]], где говорится, что **на источниках водных и реках привитают**, т.е. живут, **птицы небесные**, но тут, конечно, разумеются птицы так называемые водяные, каковы: гуси, утки и им подобные, которые любят воды и живут около речных берегов. А в [[old:ps:103:17|17-м]] стихе говорится о птицах, которые устраивают гнезда на высоких деревьях (**тамо птицы вогнездятся**), причем выше всех, на елях, или елевых деревьях, строит свое гнездо аист, по-славянски: «еродий». Это и выражено у пророка словами: **еродиево жилище предводителствует ими**, а в переводе с еврейского это место читаем: «на них (деревьях) гнездятся птицы; жилище аиста на елях». В следующем, [[old:ps:103:18|18-м]], стихе указаны места, назначенные творческою волею для поселения «оленей и зайцев». По переводу с еврейского он, служа продолжением предыдущего стиха, читается так: «Высокия горы (предназначены) сернам, т.е. оленям, каменные утесы убежище зайцам». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]