[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** **Горы высокия еленем.** И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых. Камень прибежище заяцем. Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше, **от среды камения дадят глас** ([[old:ps:103:12|Пс. 103:12]]), очевидно, восхваляя Спасающего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** Промысл, говорит, не оставляет без внимания даже малых животных, но оленям дал жилище на вершинах гор, а ничтожнейшим из животных – убе­жище в скалах. Итак, ничто не сотворено Тобою, Боже, напрасно. В самом деле, не будь скал и вершин гор, слабейшие из жи­вотных на равнине легко делались бы добычей более сильных и скоро были бы истреблены, в особенности подвергаясь нападениям во время сна. Под скалами псалмопевец разумеет также пещеры и норы, в которых скрываются зайцы и ежи. Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: //«се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Симмах перевел: //«зайцы и ежи»// (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются жи­вотными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами //"не ешьте"// [[old:lev:11:04|(Лев.11:4–8)]]. Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они на­ходят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** Твой промысл, говорит Пророк, не презирает и малых животных; но оленям дал Ты в убежище вершины гор, а самомалейшим животным – разселины камней. ===== Евфимий Зигабен ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** Здесь примечай, читатель, что и самые высокие горы и камни полезны. Ибо Бог промышляет, печется и о всех своих творениях до самых малейших и ничтожных животных: потому что если бы горы и скалы не были произведены для того, чтобы могли в них укрываться животные, то, без сомнения, давно не стало бы различных родов травоядных животных, поскольку были бы истреблены плотоядными зверями. Слова //Златословесного//: Поскольку естественная робость изменяет оленям и зайцам и делает их удоболовимыми для ловцов: то (Бог) даровал им быстроту ног и безопасные места; так что если бы одного из них недоставало, то бесполезно было бы и другое. //Божествен. Максим// в высшем смысле: Оленю подобен и различительный ум, стремящийся, как на горы, к высотам Божественных познаний и суждением ума истребляющий, как ядовитых животных, гнездящихся в природе существ страсти. //Василия//: Твердыня веры во Христа бывает прибежищем и камнем для зайцев, о которых сказано: Ты на камень вознес меня. //Дидима//: Олени по своему свойству враждебны змеем, ибо стараются истребить их. Таковы и все ученики Христовы, готовые отмстить за всякое непослушание: они получили и силу против мысленных змей от Того, который дал им власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. //Исихия//: Оленями называет праведников; так как олени суть чистые животные; а зайцами - язычников и грешников, поскольку зайцы из числа нечистых и слабых животных: не ешьте, говорит, верблюда, свинью и имеющего ноги покрытая густою шерстью, т. е. зайца [[old:vtor:14:07|(Вт. 14,7)]]; почему и //Симмах// говорит: Камень прибежище ежам; а ежи суть нечистые животные. Посему и Соломон говорит: И ежи не крепкие животные, они сотворили себе дома в камнях—[[old:pr:30:26|(Прит. 30,26)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** См. Толкование на [[old:ps:103:14#lopuxin_ap|Пс. 103:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем** См. Толкование на [[old:ps:103:16#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:16]] [<10>]