[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии** **Положил еси тму, и бысть нощь.** Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной — ночи. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии** Необходима ночь, образуемая отсутствием света и доставляющая от­дых людям. Очевидно, здесь разумеет пророк время креста, по­тому что тогда //была тьма от шестого часа до девятого// [[new:mf:27:45|(Мф.27:45)]], что и принимается за целую ночь – в объяснение тайны тридневного воскресения. **//Беседа на псалом 103.//** ---- Ст. 20-22 **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут** Итак как при появлении солнечного света убегают все звери и скрываются в ложах своих: так и когда молитва, как луч некий, появится от уст наших и нашего языка, тогда ум просвещается, все же неразумные и зверовидные страсти отступают, разбегаются и прячутся в свои им норы, – только бы молились мы, как следует, с душею бодренною и трезвенною мыслию. Тогда будь диавол близ, он отгоняется, будь демон, – убегает. //**Святые отцы о молитве и трезвении**.// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе** **«Положил есть тму, и бысть нощь».** И потребность ночи необходима; она наступает по удалении света, и доставляет упокоение людям. **«В нейже пройдут вси зверие дубравнии:» «Скимни рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе».** Ночь людям приносит отдохновение, а зверям дает свободу наполнять гладное чрево. Сказанное: //«взыскати от Бога пищу себе»//, означает, что и им потребное доставляет Божественный промысл. Ибо разумным тварям прилично испросить у Бога, а неразумным взыскать; впрочем и им необходимую пищу дает Бог. ===== Евфимий Зигабен ===== **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии** **Положил еcи тму и бысть нощь** Ты, говорит, Господи, положил, чтобы была тьма, которая наступает по захождении и закате света солнечного, и тьма сделалась ночью; почему и Моисей сказал: и нарек Бог свет днем, а тьму нарек ночью [[old:gen:01:05|(Быт. 1,5)]]. //Златоуста//: И это не меньший дар— благодеяние посредством света, доставляющий покой человеку тем, что уступает ночи.// Великого Василия//: Что тень днем, то, должно думать, по всей природе тьма ночью; ибо она по своему свойству есть ничто иное, как тень земли. А тьма не есть существо, а случайность: она есть недостаток света, ибо сие лишение света Бог назвал тьмою. //Афанасия//: Это говорит он для того, чтобы мы не почитали иного творцом дня, а другого ночи. //Исихия//: Очевидно говорит о времени креста, в которое зашло наше Солнце, ибо тогда была тьма от часа 6-го до 9-го. **В нейже пройдут вcи зверие дубравнии** (лесные) Замечай здесь, возлюбленный читатель, какую пользу составляет ночь; она не только успокаивает людей и чрез сон и покой делает их крепче, когда застанет их утомленными от дневных трудов; но и самим зверям подает смелость ходить для снискания нужной им пищи. //Златословесного//: Когда, говорит, зайдет солнце, тогда соберутся звери. Надобно удивляться смотрению Божию и распределению о самих зверях. Ибо когда ты спишь, тогда они ходят по пустыни, и ночь тебе доставляет покой, а зверям свободу для наполнения алчных их утроб. //Василий Великий// в высшем значении говорит: Божественное Писание лесом обыкновенно называет вещественную человеческую жизнь, питающую различные виды страстей, в которой гнездятся и укрываются губительные звери, природа которых будучи при свете солнца бездейственна, во тьме получает силу. Ибо по захождении солнца, говорит пророк (Давид), и по наступлении ночи, лесные звери выходят из своих логовищ; ибо время для злоумышления против душ у темных врагов есть ночь и тьма, в продолжении которой достают себе пищу из стад Божиих. ===== Лопухин А.П. ===== **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии** См. Толкование на [[old:ps:103:19#lopuxin_ap|Пс. 103:19]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии** См. Толкование на [[old:ps:103:19#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:19]] [<10>]