[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну** И научая, как нужно делать это, он прибавил: **«ищите лица Его всегда»**. Не раз или два, но в течение всей жизни должно искать помощи свыше и пользоваться ею; ищущие ее таким образом будут неодолимы и непобедимы. //«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»// [[new:mf:07:07|(Мф.7:7–8)]]. Что значит **"искать"**? Постоянно иметь в мысли. Ищущий постоянно обращает свой ум на то, чего ищет. Пророк и побуждает тех, кто будет проповедовать язычникам, постоянно искать Господа; и это должно было укрепить их, так что, будучи слабыми для того, чтобы исполнять повеления, они однако могли проповедать всем – и грекам, и варварам, согласно словам: //«Господь дал слово благовествующим с великою силою"// [[old:ps:067:12|(Пс.67:12)]]. Увещание же постоянно искать противополагается требованию закона Моисеева – три раза в течение года являться пред лице Господне [[old:vtor:16:16|(Второз.16:16)]]. Но как Самуил – по истории – служа в скинии свидения, видел лицо Бо­жие [[old:1ts:03:start|(1Цар.3)]], так преуспевающие всегда в исследовании догматов и совершении добродетели постоянно ищут лица Его, желая чистым умом увидеть Того, Кто есть образ ипостаси Отчей [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]], образ Бога невидимого [[new:2kor:04:04|(2Кор.4:4)]], – почему тот, кто видит Его, тотчас видит Отца [[new:in:14:09|(Ин.14:9)]]. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну** Прекрасно посвящать все свое время Богу и взыскивать Его, как то повелевается нам, даже если взыскующие Его в сей жизни не в силах приблизиться к пределам глубины Божией. Но, быть может, хоть немного стремясь к этой глубине, мы [удостоимся] созерцания Святая святых и Духовная духовных. Это образно являет архиерей, входя из Святая святых храма в Святейшая Святых, [которые] наиболее святы из [всего] святого. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну** **«Взыщите Господа, и утвердитеся».** И научая, как должно сие делать, Пророк присовокупил: **«Взыщите лица Его выну».** Не раз, и не два, но в продолжение всей жизни надлежит искать помощи свыше, и пожинать от сего пользу; потому что ищущие сего будут неодолимы и непобедимы. Сие обетовал и Господь, изрекая закон: //«просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется»// ([[new:mf:07:07|Мф.7:7–8]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну** Утвердитесь, говорит, и укрепитесь во всегдашнем искании Господа и не будьте небрежны, по словам //Феодорита//, в сем деле; ищите же лица Господа, т, е. иначе Господа, или божественного Его посещения, или Сына Его, Иисуса Христа, который есть лице и неизменный образ Отца и печать ипостаси Его, как говорит //Дидим//. Ибо видевший, говорит, Меня видел Отца [[new:in:14:06|(Иоан. 14,6)]]. //Златословесного//: Что значит искать Господа? Мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел. Ибо кто ищет чего, тот искомое имеет в мысли. Итак, имеющему искать Господа должно прежде исповедоваться чрез искреннее покаяние и плоды Его. Таковой-то может и искать и ища найти, по обещанию. Ибо не всякий умеет искать: если в отношении к дорогим камням нужны сведущие, и в погружающихся в море требуется великого искусства, то не гораздо ли более в отношении к Богу? Ибо много препятствий к обретению Его, каковы: и множество дел, и возмущение плоти, и немощи душевные, и злоумышления демонов и слабость ума. Когда освободимся от всего подобного, тогда скоро найдем Его, и отложим порок и изберем добродетель, //Феодорита// с //Евсевием//: Ищите всегда, не трижды в год являясь пред Ним по данному Моисеем закону, но в продолжении своей жизни. //Исихия//: Желает, чтобы тот, кто ищет Господа, посредством воздержания от удовольствий воспринял в душе силу. А лицом называет не лицо существа (ибо сего никто не увидит, чтобы остался в живых, как говорит Моисей), но лицо Бога есть познание Его. //Златоуста//: Лицом здесь называет явление, промысл, попечение, помощь, содействие, разум Его. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну** Твердо держитесь Его, потому что это делает вас великими. **Утвердитеся** некоторые принимают – будьте крепки в искании Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну** Стремитесь сделаться достойными Его божественного покровительства, чтобы заслужить проявления над собой Его всемогущей силы, неуклонно следуйте Его заповедям и служите пред Ним. //**Толковая Библия.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его** Не один раз пророк напоминает людям, призванным к особому служению Господу, каковыми были потомки Авраама и Иакова, о том, чтобы они старательно **искали Господа** и ревностно служили Ему. И не трудно было им служить, искать и найти Его, во-первых, потому, что Господь находится «//близ сокрушенных сердцем//», – близок Он «//ко всем боящимся Его и призывающим Его во истине//» [[old:ps:033:19|(Пс. 33:19]], [[old:ps:084:10|84:10]], [[old:ps:144:18|144:18)]], во-вторых, потому, что Он Сам обещался жить среда сынов Израилевых, или вообще среди верующих в Него [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6:16]]; [[old:lev:26:12|Лев. 26:12)]], и что Он даже «//обитель//» Свою устраивает в душах тех, которые «//любят и соблюдают слово//» Его [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. «Искать Господа, – по словам Иоанна Златоустого, – значит мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел» [7, с 825]. И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и **утвердиться** в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него. Даже нечто большее и, можно сказать, невозможное, он желал бы видеть между потомками Авраама, говоря: **взыщите лица Его выну**. Ему, как пророку, известно было, конечно, слово Божие, сказанное Моисею, что «//не может человек видеть лице Божие и остаться в живых//» [[old:ish:33:20|(Исх. 33:20)]], и он, говоря: **взыщите лица Его выну, и утвердитеся**, – разумеет в сих словах будущее утверждение в вере потомков тех израильтян, к которым обращена эта псаломская песнь и которые (как современники пришествия Христова) в лице Христа, Сына Божия, видели Самого Господа, Бога //Отца// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Продолжая свою мысль, пророк говорит как бы так: вам и не трудно утвердиться в этой вере, в этом искании Бога, если вы будете помнить (**помяните**) те чудные и дивные дела, которые Господь Бог сотворил в Египте и после выхода отцов ваших из Египта, а вместе с теми **чудесами вспомните** и те **судбы уст Его**, те постановления и заповеди, которые даны и открыты Им в Законе Его. По словам св. Иоанна Златоуста, «здесь же указывается и путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти **чудеса Его**, и законы, и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее» [7, с 825]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]