[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 6-7 **семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы Его** **Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его.** Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как **семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избраннии Его** (потому что Господь избрал их), **возвестите во языцех,** что **Той Господь Бог наш.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его** Оба названия отно­сятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. **Избранными** назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, //«не все те Израильтяне, которые от Израиля»//, и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада [[new:rim:09:06|(Римл.9:6–7)]]. И Спаситель говорил: //«знаю, что вы семя Авраамово»// [[new:in:08:37|(Ин.8:37)]], и потом: //«если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы»// [[new:in:08:39|(Ин.8:39)]]. Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только ра­бами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избран­ными, как сыны, что видно из слов: //«избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами»// [[new:lk:06:13|(Лк.6:13]]; [[new:mf:10:05|Мф.10:5)]], а также: //«не двенадцать ли вас избрал Я?»// [[new:in:06:70|(Ин.6:70)]]. А преимущество избранных ты поймешь из того, что //«много званых, а мало избранных»// [[new:mf:20:16|(Мф.20:16)]]. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его** Тем и другим именем Пророк называет одних и тех же, именно потомков, поименованных сынами. Избранными же нарек, как названных людьми Божиими преимущественно пред всеми народами. Сие дал он видеть и в последующих словах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Семя Авраамле—рабы Его, сынове Иаковли — избраннии Его** Вы, говорит, семя Авраамово, и избранные сыны Иакова! По словам //Афанасия//, так называет апостолов; потому что апостолы сделались и рабами Христу, происходящему от семени Авраама и Иакова, как сказано: итак, если я, Господь и учитель, умыл ноги вам [[new:in:13:14|(Иоан. 13,14)]]; и они же стали избранными Христовыми, как написано: не вы Меня избрали, но Я вас избрал [[new:in:15:16|(Иоан. 15,16)]], как говорит //Евсевий//. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его** К такому памятованию вы обязаны как избранные Его, которым Он есть Бог совершенно особенным образом, как это Он пред всем миром доказал совершенными в защиту вашу своими карательными для врагов ваших действиями. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–11 **Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего** Еще раз пророк настойчиво указывает здесь израильтянам на их особое преимущество пред другими народами, говоря как бы так: вы ведь не то, что другие народы; вы прямые потомки верного Богу Авраама; вы сыны возлюбленного Богом Иакова; вы избранники Божии. И **сей Бог есть Господь Бог наш**, законы и устные повеления Которого (//судбы уст Его//) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8–10)]]. Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству [[old:gen:13:15|(Быт. 13:15]]; [[new:evr:11:08|Евр. 11:8–9)]]. И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама **Исааке** и при **Иакове**, сыне Исаака, которому они даны как **повеление**, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная **ужем** (греч., лат. funiculus – веревка, землемерная цепь), отмежеванная: **уже достояния вашего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]