[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней** Это, го­ворит, обещал Он отцам, когда они были весьма немногочисленны. О силе обещавшего свидетельствует то, что и столь малочисленным Он мог доставить обладание такой землей. Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что, будучи тогда немногочисленными, они умножатся как звезды небесные и как песок на берегу моря и доставят благословение всем племенам земным, – и что, вместо того, чтобы им быть пришельцами в земле ханаанской, Он сделает их госпо­дами ее. То и другое исполнилось на их потомках, которые умно­жились числом подобно песку. А когда язычники получили благосло­вение о семени Авраамовом, то и они умножились как звезды не­бесные. Тогда им было сказано: //«вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни»// [[new:fil:02:15|(Флп.2:15–16)]]. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней** Сие же, говорит Пророк, обетовал Бог отцам, которых, как малочисленных, весьма легко было изчислить. А сим дает видеть могущество Изрекающаго обетование: потому что столь малочисленным мог дать обладание столь обширною землею. ===== Евфимий Зигабен ===== **Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней** См. Толкование на [[old:ps:104:11#evfimij_zigaben|Пс. 104:11]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней** **Пришельцы** – чужеземцы; **в ней** – в земле Ханаанской. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–14 **Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари** В то время, продолжает свою повесть пророк, когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в **малом**, незначительном **числе**: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака – Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (**малейшым и пришелцем в ней**): в земле Ханаанской их, как пришельцев и странников, почти никто не знал. Они переходили от одного народа к другому (**преидоша от языка в язык**), из царства к иному племени, как, например, Авраам уходил на некоторое время в Египет, где, как потом и у царя герарского, подвергался опасности за свою жизнь; Иаков от ненависти и угрозы брата своего Исава удалялся на продолжительное время в Месопотамию. И везде Господь Бог хранил и покровительствовал им: **не остави человека обидети их**, т.е. не допускал, или никому не позволял, обижать их и **обличал за них царей**. Так обличил Господь Авимелеха, царя герарского, имевшего поползновение присвоить Сарру, жену Авраама. Бог явился во сне Авимелеху и угрожал ему смертью за Сарру [[old:gen:20:start|(Быт. 20)]]. А в Египте, куда Авраам уходил из Ханаанской земли, по случаю голода, Господь «//поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову//» [[old:gen:12:17|(Быт. 12:17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]