[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры** **И призва глад на землю.** По домостроительству допустил, чтобы настал голод и по причине его пришедши в Египет и размножившись, приняли в обладание обетованную землю. **Всякое утвержение хлебное сотры.** По действию гнева Божия в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры** Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. **«Всякий стебель хлебный истребил»**, т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры** **«И призва глад на землю».** Грех влечет за собою наказание; наказание обличает зверскую жизнь, обличение же производит перемену в жизни. Посему Бог наслал голод по причине беззаконной жизни людей того времени; впрочем и при этом прилагал попечение о рабах Своих. **«Всяко утверждение хлебное сотры,»** то есть, соделал редким, что может питать, не только пшеницу, но и ячмень, и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди. ===== Евфимий Зигабен ===== **И призва глад на землю: всякое утверждение хлебное **(укрепляющий хлеб)** сотры** (истребил) Бог, говорит, призвал, т. е. послал голод на землю ханаанскую, где обитал Иаков с сынами своими, чтобы видом голода искусно приготовить Иакова к отшествию в Египет, когда семь лет изобилия уступили место семи другим летам бедствия и голода и Бог истребил всю крепость от пищи и всю твердость, которую может доставлять сердцу человека хлеб. Слова //Златословесного//: Ибо хотя голод был возмездие за грехи; но Бог, как милостивый, обратил и сей удар в благодеяние. //Феодорита//: Всякий укрепляющий хлеб, т. е. все могущее пропитать, сделал скудным, как-то: не только пшеницу, но и ячмень и бобы и все прочее, чем люди поддерживают свою жизнь. Опять //Златоуста//: В сем то особенно видна изобретательность Божия, что Он и чрез противное благотворит. Итак, Он послал голод. Ибо чтобы не считали события сего следствием природы, Он предсказал голод и присовокупил причину. Какая же это была причина? Та, чтобы все жители всех стран узнали могущество Божие. //Афанасий// прилагает и следующее удивительное: во времена голода, по гневу Божию, обыкновенно бывает и то, что люди, хотя и едят, не укрепляются, так что хотя бы и был хлеб, он не укрепляет насыщающихся им. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры** Чтобы семя Авраама под охранительным влиянием Египта возросло в великий самостоятельный народ, Он привел его в Египет, где Он уже чрез Иосифа, который приобрел величайшее влияние в египетских делах, приготовил для целей исполнения обетования весьма благоприятную почву. **Утверждение хлебное** – так как хлеб составляет важнейшее питательное вещество для людей, главная опора телесной жизни; [[old:ps:103:14|Пс. 103:14.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–19 **И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Дóндеже прииде слово его: слово Господне разжже его** Прежде, чем исполнилось обещание Господне, данное праотцам израильского народа, о предоставлении в их владение земли Ханаанской, Господь Бог подверг их тяжким испытаниям. Испытания эти коснулись отчасти Авраама и сына его Исаака, а главным образом обрушились они на семейство патриарха Иакова и продолжались в его ближайшем потомстве. Прежде всего Иакова постигло то несчастие, что он, по вероломству сыновей своих, лишился и горько оплакивал любимого сына своего **Иосифа**, которого братья из зависти продали в рабство (**в раба продан бысть Иосиф**). Вскоре за тем, по воле Божией, открылся повсеместный голод (**и призва Господь глад на землю**), заставивший Иакова со всем семейством переселиться в Египет. Голод был настолько силен, что весь хлеб, подкрепляющий человека, истребил (**всяко утверждение хлебное сотры**) и настолько был продолжителен, что в течение последних пяти лет его не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы [[old:gen:45:06|(Быт. 45:6)]]. В течение всего семилетнего голода сыновья Иакова, по распоряжению отца своего, два раза ездили в Египет для покупки хлеба. Покупка эта производилась непосредственно чрез брата их Иосифа, из раба превратившегося, также по воле Божией, в главного властелина и распорядителя в египетской стране. Но прежде, чем Господь Бог возвысил Иосифа (о чем сказано ниже), ему пришлось много испытать бедствий и страданий, сначала как раба в доме знатного господина, а потом и как темничного узника, заключенного, по клевете преступной жены того господина, в темницу, где «оковами стеснили ноги его, железом стягчена была душа его» (по пер. с евр.). А что всего ужаснее, честнейшая и прекраснейшая душа сего молодого человека страдала от жгучего чувства при сознании тяжкой казни без вины (**железо пройде душа его**). И эти незаслуженные и тяжкие скорби и страдания Иосифа продолжались до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (**дондеже прииде слово Его**) – словом мудрого снотолкователя. **Слово Господне разжже его**, т.е. не сам собою узнал он тайну снов фараоновых, а божественною мудростию и словом Господним, которое умудрило и воодушевило его. Слову Божию понятие горения приписывается и в других местах Священного Писания (напр., [[new:lk:24:32|Лк. 24:32]]; [[old:ps:038:04|Пс. 38:4]]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]