[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его** **Преврати сердце их возненавидети люди его.** Поскольку израильтяне, по уважению к ним египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение, то Бог устроил, что египтяне возненавидели их и возложили на них тяжкие работы, а это для того, чтобы озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его** После того как, пользуясь уважением со стороны египтян, они пре­дались наравне с ними идолослужению, Бог возбудил (египтян) возненавидеть их и возложить на них тяжкие работы, чтобы, озлоб­ленные, они обратились к Нему, и Он мог исполнить обетование, данное Аврааму относительно земли Ханаанской. Как Иосифа, искусив, он прославил, показал его чрез испытание достойным, так те­перь было с народом: подвергшись испытанию, они с плачем и воплем обратились к Богу их. Вот для чего и уважение к ним со стороны египтян превратилось в ненависть. В самом деле, поль­зуясь уважением их, евреи забыли Бога отцов своих и сделались участниками их идолослужения, как говорит Иисус Навин: //«бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу»// [[old:nav:24:14|(Нав.24:14)]]. Превратил же Господь сердце египтян не силой, но попуская свободному их произволению. А лукавство их состояло в том, что они сначала заставляли бабок убивать еврейских младенцев мужского пола, а потом приказывали бросать их в реку. Однако, всех этих сетей смерти народ еврейский избег. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его** //Что означает сказанное в сто четвертом 
Псалме: **превратил сердце его ненавидеть 
народ Его**?// Бог не только знает сущие [вещи] прежде веков как в
 Нем сущие в самой истине, даже если все эти вещи, уже
 существующие и будущие, не приняли самостоятельного 
существования одновременно с тем, когда были познаны
[Богом], но каждое в надлежащее время, — ведь не может же одновременно быть и то из них, что беспредельно 
[то есть Бог], и имеющие предел [то есть твари] — но
[знает] и цель положения каждого, согласно его движению; ведь нет ни времени, ни века, которые бы разрывали его посреди Бога; нет в Нем ничего недавнего, но
 будущее как сущее [в Нем], времена же и века не Богу, но
 нам показывают те сущие [вещи], которые в Боге. Ибо не следует думать, когда мы видим Бога творящим
 нечто, что тогда же это [творимое] и начинает Богом познаваться. Если же это истинно, что несомненно, то
 Он ведал совершенно как настоящее не только имеющее быть лукавство египтян, [их] непослушное произволение по отношению ко всяческому деланию благ и
 [их] расположение, подобающее для наказания зол, совершенных израильтянами по египетскому обычаю; н о
и то [Он знал], что будущее [расположение] израильтян
 приблизится послушно к слову благочестия посредством 
веры. Поскольку же таким сокрытым расположениям, преж
де Им удерживаемым. Он позволил прийти в действие,
 согласно этому говорится; [что Он] **превратил** [сердце 
их]; ведь подобно тому как [если есть] надежная снасть,
сдерживающая напор воды, и кому-то случится эту 
снасть повернуть, то вода тотчас обнаружит сокрытый [прежде] напор — так и лукавые и добрые расположения, попущенные Промышлением, через посредство дел становятся явными. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его** **«Преврати сердце их возненавидети люди Его».** Не Сам пременил волю Египтян, но дал место их свободе, не воспрепятствовал злоумышлениям, а тех, против которых злоумышляли, превознес пред злоумышляющими. **«Лесть сотворити в рабех Его».** Египтяне, то повелевали повивальным бабкам умерщвлять еврейских младенцев мужескаго пола, то приказывали бросать их в реку. Впрочем и при этом род еврейский избежал ухищрений против их жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Преврати сердце их возненавидети люди его, лесть сотворити **(поступить коварно)** в рабех его** Бог, говорит, превратил сердце фараона, не того, который любил Иосифа, но другого, позднейшего царя, соименного фараону, не знавшего Иосифа. Так говорит божественное Писание: и восстал другой царь в Египте, который не знал Иосифа [[old:ish:01:08|(Исх. 1,8)]]. И этот царь ненавидел народ Израильский и угнетал его. Ибо Бог ожесточил, говорит, сердце фараона (ст. [[old:ps:104:20|20]]), т. е. попустил ему ожесточиться против Израильтян, чтобы они, будучи угнетаемы, пожелали пламенно выйти из Египта и освободиться от оскорбления и порабощения Египтян. Тот же фараон поступал коварно с Израильтянами, т. е. злоухищрялся против них и умыслил коварства: фараон сказал, говорит, Египтянам: вот род сынов Израиля весьма умножился и сильнее нас [[old:ish:01:09|(Исх. 1,9)]]; почему повелел умерщвлять всех детей, которые должны родиться у Евреев. Слова //Афанасия// вместе с //Евсевием//: Поскольку от уважения, которым пользовались у Египтян, они перешли к идолослужению их: то посему заставил ненавидеть их, и наложить на них тяжкие дела, чтоб они научились беречься их и состоявшего во многобожии суеверия их и сверх того в страдании своем прибегнули к Богу и нашлось место исполнению данного Аврааму обетования. //Златоуста//: Что он говорит? Бог виновник сего? Нет, говорит. Но: превратил, значит: попустил. Итак, с самого начала не позволил сделаться любезными, дабы не пожелали оставаться в Египте и замечай изобретательность Его. Опять тех, которые были в ненависти, когда Ему было угодно, столь внезапно сделал любезными для них и достойными доверия, что дали взаймы и все сосуды свои и ни в чем не подозревали их. Почему и //Исихий// перевел: Превратил, т. е. попустил превратиться. Ибо божественному Писанию свойственно называть попущением то, что можно было возбранить, не без какого либо намерения, но по предусмотрению чего либо другого. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его** Но чтобы народ охотнее оставил землю египетскую и лучше оценил оказанные ему Богом милости, Бог допустил, чтобы египтяне жестоко угнетали их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 25-27 **Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове** С почтением и уважением относились египтяне к Иосифу и единоплеменникам его, пока жив был сам Иосиф и тот царь, который возвысил и помнил заслуги Иосифа, но когда его не стало и когда воцарился новый фараон в Египте, то скоро были забыты все заслуги Иосифа, и египтяне не только стали враждебно относиться к евреям, но и совершенно **возненавидели** их. Враждебность сия и ненависть, соединенные с опасением встретить в будущем времени опасных врагов для себя, в лице сынов Израилевых, понудили фараона и народ его употреблять разные хитрости к обессилению и порабощению рабов Божиих (**лесть сотворити в рабех Его**), сначала чрез принуждение их к тяжким работам над глиною и кирпичом, а потом чрез повивальных бабок, которым дан был тайный приказ умерщвлять, при самом рождении, еврейских мальчиков. Ненависть и притеснения израильтян со стороны египтян достигли крайних пределов, и тогда послал Господь Бог к притесненным **Моисея раба Своего и Аарона избраннаго Своего**. Всем известна исполненная промыслительных чудес Божиих обстановка рождения и воспитания пророка Божия Моисея. «Взятый из воды» дочерью царя и воспитанный и проживший при царском дворе до сорокалетнего возраста, Моисей оставил ничтожную мирскую славу и ушел в Мадиамскую землю, в которой, по прошествии нескольких лет, получил от Бога особое назначение и повеление идти к фараону, египетскому царю, чтобы предстательствовать пред ним и ходатайствовать об освобождении народа израильского от рабства. Возвратясь в Египет и сойдясь здесь с братом своим Аароном, они объявили народу волю Божию об освобождении угнетенных рабов Божиих. Сначала одному Моисею при горе Хориве, в Мадиамской земле, а потом и обоим, вместе с Аароном, Господь **положил словеса знамений Своих**, а потом они показали при собрании народа (**в них**) чудодейственную силу Его и **знамения Его в земле Хамовой**. Господь Бог наделил Моисея силою творить чудеса, опыт которых он показал сначала пред народом, а потом и пред фараоном. С такою чудодейственною силою Моисей и Аарон предстали пред лице фараона. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]