[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:28 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его** **Посла тму и помрачи.** Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его** И див­ные слуги не противоречили божественным повелениям, но исполняли то, что Бог приказывал, и навели на Египет продолжительнейшую и трехдневную ночь, или лучше сказать тьму мрачнее самой ночи, потому что ночь, хотя бы была без луны, умеряется блеском звезд, а эту тьму Священное Писание называет доступной осязанию. Заботясь о своем народе, Бог не подвергал египтян каким-либо великим бедствиям; всесильная рука Его не бессильна была, конечно, излить на них полную чашу гнева, наслав на них львов, медведей, голод, мор или смерть, однако наказывала их иными средствами, мало-по­малу и самих, призывая к покаянию. Величайшее зло было причинено ими народу не тем, что они заставляли его делать глину и кирпичи, но тем, что научили его почитать идолов. Поэтому Он и наказывал тех, которые вводили в заблуждение, приводя их к познанию Вла­дыки всех, причем сама тварь (ими обоготворяемая) употреблялась им в качестве орудий наказания. Воздух обращался во тьму, вода в кровь, земля (производила) лягушек, огонь странным образом приносился вместе с дождем и градом; и тьма, по­сланная от Бога, не противилась, говорит пророк, Его словам и не раздражала Его, но послушно распространилась, исключительно в Египте. Между тем, говорит Писание, //«у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их»// [[old:ish:10:23|(Исх.10:23)]]. И в самом деле, если бы тьма была во всем мире, как можно бы было сказать, что она оставалась в течение трех дней и трех ночей? Как можно было бы разграничить дни и ночи на протяжении этой одной исключительной ночи? Но чтобы никто не мог сказать, что это было затмение или вообще дело природы, евреи, жившие в той же самой стране, не ощущали действия этой казни, как было это и при других казнях. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его** Сии блаженные служители Божии не воспротивились Божественным повелениям, но сделали, чтó было велено, и навели на Египтян самую продолжительную трехдневную ночь, или, лучше сказать, тму, которая была мрачнее ночи, потому что ночь, даже и безлунная, умеряется сиянием звезд; а оную тму божественное Писание называет //«осязаемою»// ([[old:ish:10:21|Исх.10:21]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его** **Посла тму и помрачи** Хотя прежде тьмы послал Бог на египтян другие наказания, но Давид ее поставил первым безразлично, не наблюдая порядок происшествий, или потому что свет для людей есть самая прекрасная и необходимая вещь, почему первым наказанием египтян Давид поставил наказание тьмою, как тягчайшее, как и в [[old:ps:077:start|77]]-м псалме повествует о таковых поражениях и казнях египтян без строгого наблюдения, как мы заметили, изъясняя сие: послал на них тьму. Слова //Златоуста//: Весьма странное дело было, что тогда как свет сиял везде, в Египте видима была тьма, притом и не во всем Египте, но только там, где были египтяне. **Яко преогорчиша словеса Его** Для того, говорит, Бог наказывал египтян, что они оскорбляли повеления Его, в которых обозначалось требование свободы народу Его израильтянам и выйти из Египта. Но они огорчали эти слова Божии непокорностью им: впрочем глагол: огорчали, в отношении к словам поставлен в не собственном значении. Или можно понимать и иначе, что египтяне, огорчая слова Божии, чрез них огорчали Самого изрекавшего их Бога. Некоторые же: огорчали, принимали в значении: преступали; так как слово: огорчали, у евреев имеет значение и такое: преступали. А в некоторых списках читается: ибо не преогорчали слов Его, т. е. Моисей и Аарон. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его** **Преогорчиша словеса Его** – были упорны (ср. [[old:3ts:13:21|3 Цар. 13:21,]] [[old:ps:106:start|Пс. 106]] и др.) к Его словам, т.е. египтяне; т.е. Моисей и Аарон без противления совершили казни (ср. напротив [[old:ish:03:11|Исх. 3:11]] и д. [[old:chis:20:24|Числ. 20:24).]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-36 **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их** //Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев// Перечисление казней Египетских. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 28–35 **Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их** В этих стихах перечисляются те чудесные знамения, которые Моисей и Аарон, по повелению Божию, совершили пред лицом фараона, в наказание за его упорное сопротивление воле Божией (**яко преогорчиша словеса Его**). Все эти страшные наказания Божии, в течение почти целого года поражавшие египтян и не касавшиеся несколько домов и поселений еврейских, известны в истории под именем десяти казней египетских. Порядок этих казней, следовавших одна после другой, по изложению псалмопевца, не соответствует, особенно в начале, тому порядку, в каком они изложены у бытописателя в книге Исход [[old:ish:07:12|(Исх. 7–12)]]. Так, например, в книге Исход первою казнию описывается то чудо, когда Моисей, по повелению Божию, «ударил жезлом своим по воде реки», и вода мгновенно «превратилась в кровь», так что всякого рода рыбы, бывшие в реке, вымерли, и нечего было пить египтянам, потому что вода сделалась кровью не только в реке, но и во всех источниках водных, и даже в тех запасах воды, какие имелись в домах. У псалмопевца же эта казнь занимает второе место, а на первом стоит: **посла Бог тму и помрачи**. А у бытописателя эта трехдневная тьма по всему Египту, кроме домов и жилищ еврейских, описана как девятая казнь [[old:ish:10:22|(Исх. 10:22–23)]]. И эта несогласованность, или неточность в изложении, произошла, конечно, оттого, что писатель книги Исход описывал события, происходившие при его непосредственном участии в них, так, как они действительно совершались по воле Божией и в хронологическом порядке, а писатель псалмов излагал события в том порядке, в каком они представлялись его поэтическому воображению и вдохновенному настроению, спустя много веков по совершении их. Сказав кратко о тьме, на трое суток **помрачившей** весь Египет, пророк-псалмопевец говорит о второй казни, **превращении воды в кровь и изморении в реках рыб**. А в книге Исход это была первая казнь. Затем, по сказанию псалмопевца, настала третья казнь, когда **воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их**. По повелению Божию, данному чрез Моисея, Аарон «простер руку свою на воды» Египетские, и вышли жабы и покрыли землю египетскую в таком множестве, что проникли даже «в сокровищницы (сокровенные жилища, спальни) царей», т.е. родственных лиц царствующего дома. Настало время четвертой казни, и Господь Бог устами Моисея пророка рече, **и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их**. **Песия мухи**, т.е. «собачьи мухи», очень язвительные насекомые, которые быстро и со свистом налетали и безотвязно уязвляли, а **скнипы** – тоже разного рода насекомые, в том числе и мошки, и вши, размножившиеся по всем местам земли Египетской. Погибала земля от **песиих мух** и насекомых [[old:ish:08:24|(Исх. 8:24)]]. Но еще не совсем прекратилась эта казнь, как Господь послал на египтян новые – пятую, и затем шестую и седьмую – казни. По сказанию псалмопевца, Господь **положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их**, по переводу с еврейского, «вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их»; а по сказанию книги Исход [[old:ish:09:23|(Исх. 9:23)]], Господь «//произвел гром и град, и огонь разливался по земле//». «И побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их». О всех этих трех казнях псалмопевец говорит вместе, как об одной, между тем это были отдельно произведенные казни, каждая в свое время, т.е. град и огонь, и гром, истребившие не только виноградники и смоковницы, но и скот, и людей. О некоторых казнях, как, например, взятие Моисеем пепла из печи, бросание его к нему и произведение чрез это воспаления с нарывами на всех египтян, псалмопевец совсем не упоминает. Дальше говорит он о предпоследней, или девятой казни, когда, по повелению Божию, пришли саранча и **гусеницы, которым не было числа, и съели всю траву на земле их**, и пожрали плоды, какие оставались от прежнего поражения на полях их. После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]