[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аллилуия** //Содержание:// В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: **преогорчиша Бога восходяще в Чермное море** ([[old:ps:105:07|Пс. 105:7]]), сказав: //за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить// ([[old:ish:14:11|Исх. 14,11]]); во-вторых: искусиша Бога в пустыни ([[old:ps:105:14|Пс. 105:14]]); в-третьих: **прогневаша Моисея в стану** ([[old:ps:105:16|Пс. 105:16]]); в-четвертых: **сотвориша тельца в Хориве** ([[old:ps:105:19|Пс. 105:19]]); в-пятых: **уничижиша землю желанную** ([[old:ps:105:24|Пс. 105:24]]); в-шестых: причастишася Веелфегору ([[old:ps:105:28|Пс. 105:28]]); в-седьмых: **прогневаша Его на воде пререкания** ([[old:ps:105:32|Пс. 105:32]]); в-восьмых: **не потребиша языки, яже рече Господь им,** но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву ([[old:ps:105:34|Пс. 105:34]]). Ст. 1, 3-4 **Исповедайтеся Господеви, яко благ... Блажени хранящии суд,** и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. **Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих.** Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его** В этом псалме пророк исчисляет грехи прежнего народа, научая как и почему произошло его отвержение. В сто четвертом псалме пророческое слово изложило божественные благодеяния народу еврейскому, а здесь оно и о благодеяниях вспоминает, и обличает неблагодарность облагодетельствованных, и указывает понесенные ими в различных случаях наказанья. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, оплакивающих народные бедствия и умоляю­щих о пощаде. Он по справедливости имеет одинаковое надписание с предыдущим, так как и предмет их одинаковый. **«Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его»**. Надписание, означающее – **«хвалите Господа»**, показывает, что псалом содержит хвалу Богу. В начале же его пророк научает обращающихся от грехов приходить к Спасителю, как к врачу, посредством исповедания грехов раскрывая свои раны, притом де­лая это не на словах только, конечно, но от души. Он, говорит, по своей благости готов оказывать милость кающимся, зная, что в нынешнем веке все нуждаются в милости, будучи смертными и тлен­ными. Что означают слова: **«ибо во век милость Его»**? Он всегда милостив, всегда исполнен человеколюбия. Он всегда готов давать то, что от Него требуется. И у Него нет определенного срока времени: все зависит от твоей собственной готовности. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия** В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде. **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его** И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его** **Исповедайтеся Господеви, яко благ** Люди, говорит, исповедайтесь Господу во грехах своих; ибо Он благ, и непамятозлобен к исповедующимся. Слова //Златоуста//: Что значит, что Он благ? То, говорит, что Он не для того хочет обвинить тебя во грехах, чтобы наказать, но для того, чтобы увенчать, чтобы освободить от порочности. Судьи, взяв того, кто сознался, наказывают; но Бог тогда наказывает, когда увидит кого запирающимся; а сознающегося удостаивает утешения и прощения. **Яко в век милость Его** Божия милость подается, говорит, кающимся, в настоящем веке, а в будущем произведен будет суд. Посему мы должны исповедоваться в сем веке. Или, говорит, что Бог всегда милосердствует; почему и всегда должно исповедоваться Ему. Или еще иначе, что милость Божия вечна для достойных милости. //Евсевия//: Возвещая, что благ Господь, и что во век милость Его, он побуждает к усердному исповеданию. Потому-то, говорит, и исповедывайте охотно; Он готов оказать человеколюбие, ибо знает, что дела настоящего века, как смертные и временные, требуют милости. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его** Стихи [[old:ps:105:47|47-]][[old:ps:105:48|48]] этого псалма (ср. также ст. 1) почти буквально повторяются в [[old:1par:16:34|1 Пар. 16:34-36.]] Невероятно, что эти стихи содержат обычно употребительную молитвенную формулу, и что поэтому писатель Паралипоменон и писатель этого псалма могли быть совершенно друг от друга независимы; напротив, пред писателем Паралипоменон находился наш псалом и при том, по-видимому, как составная часть литургической псалтири, что можно видеть из того, что он заимствовал и стих [[old:ps:105:48|48,]] составляющий литургическую заключительную формулу четвертой книги псалмов; впрочем из того, что [[old:ps:105:48|ст. 48]] составляет литургическую заключительную формулу, отнюдь не следует уже, что он произошел не от Давида и что автор Паралипоменон несправедливо признает, что этот стих, равно как и [[old:ps:105:47|ст. 47]] этого псалма, пели при перенесении кивота на Сион. Нужно однако сознаться, что встречаются большие затруднения и в том случае, если относить происхождение этого псалма ко времени Давида или до него; ср. особенно [[old:ps:105:47|ст. 47.]] Может быть, он был написан во времена Самуила, и в нем мы имеем подробное изложение исповедания грехов, о котором только вкоротке сообщается в [[old:1ts:78:06|1 Цар. 78:6.]] В пользу столь раннего происхождения псалма говорит и то обстоятельство, что псалмопевец в своем обозрении истории не идет далее периода судей, но заканчивает грехами и наказаниями Израиля в это время. Пленившие их могли быть филистимляне и другие языческие соседи в период судей многократно поступавшие с Израильтянами как с пленниками, многие также могли быть и отводимы в плен, поэтому возвращение Израиля из рабства языческих соседей могло быть названо собранием от язык [[old:ps:105:47|(ст. 47,]] [[old:1par:16:start|1 Пар. 16]] так же нужно объяснять). Таким образом, этот псалом составляет молитву народа о помощи против врагов, основывающуюся на надежде на Бога и покаянном публичном исповедании грехов. Имея в виду [[old:ps:105:47|ст. 47]][[old:ps:105:48|-48,]] большею частию относят этот псалом к вавилонскому плену (к концу его, ко времени, когда положение пленников уже изменилось к лучшему); другие же относят даже ко времени после плена и даже к маккавейскому периоду. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Закончив подробное изложение истории еврейского народа его выходом из Египта, писатель продолжает излагать особенно выпуклые события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине. **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.** //Славьте Господа за все Его милости, которые неисчислимы// Первый стих представляет, вероятно, употребительную литургическую прибавку, как и в [[old:ps:104:start|104 Пс]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Пред этим псалмом так же, как и пред [[old:ps:104:start|104-м]], поставлено, вместо надписания, слово аллилуиа. О значении сего слова, равно как и о причине надписания его над некоторыми псалмами, сказано в кратком предисловии к [[old:ps:104:start|104-му]] псалму. Там же сказано и о том, что настоящий, 105-й, псалом, по его повествовательному характеру, имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом и служит как бы продолжением его, а потому можно думать, что оба они и составлены одним и тем же лицом, пред самым выходом иудеев из плена вавилонского, в ободрение и утешение претерпевшим в том плену разные бедствия. Ст. 1–2 **Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его** Первый стих сего псалма, как выше сказано, повторяется в 16-й главе 1-й книги Паралипоменон, вместе со стихами 47 и 48, где они обозначены как стихи [[old:1par:16:34|34-36]]. Словами сего стиха пророк побуждает призывающих Бога не только хвалить и прославлять Его за Его милости и благодеяния, но вместе с тем и **исповедать** пред Ним грехи свои, потому что **милость Господня во век пребывает**, и Он всегда готов миловать и прощать грешника. Св. Иоанн Златоуст, в объяснение изречений сего стиха, говорит. «Что значит, что Он Благ? То, говорит, что Он не для того хочет обвинить тебя во грехах, чтобы наказать, но для того, чтобы увенчать, чтобы освободить от порочности. Судьи, взяв того, кто сознался, наказывают, но Бог тогда наказывает, когда увидит кого запирающимся, а сознающегося удостаивает утешения и прощения» [7, с. 836]. Его благость и Его милость так же велики, чудны и достохвальны, как и все другие Его силы и свойства Божественные, и потому, хваля и прославляя Бога, можем ли мы, хотя и желали бы того, достойным образом восхвалить милость и благость Божию к нам, грешным? Мы знаем, все мы слышали о тех чудных делах Божиих, которые Он совершил для освобождения израильского народа от рабства и угнетения его в Египте, но никто из нас не может достойно изъяснить и выразить те достохвальные дела Его (**возвестить все хвалы Его**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]