[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней** Имея столько и таких доказательств, удостове­рявших божественное могущество, они не обращались к Богу со своими нуждами и не ожидали Его помощи, но тотчас вооружались укорами против Его слуг. Два греха иудеев соединил здесь псалмопевец: во-первых, что телесную страсть обнаружили в пустыне, где нужно было любомудрствовать и удерживаться от всякого пожелания, во-вторых, что и о воде молили Бога не искренно, но с целью иску­сить Его. Однако и после того Бог не прекращал Своих чудес. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 13-14 **Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней** Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 13-14 **Ускориша **(но скоро)** забыша дела Его, не стерпеша** (до времени)** совета Его** Скоро, говорит, евреи забыли оказанные им Богом благодеяния Его; потому что, перейдя Чермное море, по случаю голода начали воспоминать о египетских котлах и мясе и об изобилии хлеба в Египте и производили ропот, не ожидая совета Божия, который, желая устроить нечто полезное, попустил им быть голодными. Слова //Исихия//: Неверным и малодушным свойственно не ожидать совета Божия, когда с долготерпением Бог хочет устроить все, но отчаявшись забыть прежде бывшие чудеса. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета Его** Народ с верою благодарил Бога за это избавление, но скоро снова вера их исчезла. **Не стерпеша**, не имели терпения выждать определения Божия о их пропитании. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–15 **Ускориша, забыша дела его, не стерпеша совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней. И даде им прошение их, посла сытость в душы их** Так всегда поступают маловерные и злонравные люди, как поступили израильтяне по выходе их из Египта. Еще не успели они достаточно выразить веру свою словам Божиим и вполне воспеть благодарственную и хвалебную песнь Богу [[old:ps:105:12|(ст. 12)]] за свое «избавление от руки ненавидящих», как уже скоро (**ускориша**) опять забыли все благодеяния Божии, обнаружили свою алчную нетерпеливость (**не стерпеша совета Его**). Пройдя три дня по безводной пустыне и не находя воды, они возроптали на Моисея, а когда пришли в пустыню Син, то здесь снова возроптали (**и похотеша желанию в пустыни**), увлеклись прихотию в пустыне и говорили: «//Лучше бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у котлов мясных, а вы вывели нас в пустыню для того, чтобы уморить нас голодом//» [[old:ish:16:03|(Исх. 16:3)]]. Все это, что говорилось **пред лицем Моисея**, относилось к Самому Богу, всем этим недовольные и неблагодарные израильтяне **искушали Бога в безводней**. Слова стиха 15: **даде им прошение их** – по переводу с еврейского читаются так: «Он исполнил прошение их, но послал язву на душу их». Упомянув о язве, которая произошла от сытости в душах их, пророк указывает на пресыщение (греч., лат. saturitas), т.е. жадность, с какою евреи употребляли в пищу мясо птиц, отчего произошла желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной их диеты. Но это обстоятельство было уже при другом случае удовлетворения Богом прихотей еврейского народа, спустя целый год после выхода из Египта, именно после того, как отправились они из пустыни Синайской. Худшие из сего народа, особенно из пришельцев, опять стали обнаруживать прихоти и опять заговорили: «//Кто накормит нас мясом//?» и проч. [[old:chis:11:start|(Числ. 11)]]. Утром следующего дня Господь, как и прежде, послал перепелов, мясо которых они ели целый месяц до пресыщения, пока не сделалось оно отвратительным. Мясо было еще в зубах народа, как Господь поразил его весьма великою язвою. И нарекли имя месту тому: «//гробы прихоти//», ибо там похоронили прихотливых из народа. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]