[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И сотвориша телца в Хориве и поклонишася истуканному** См. Толкование на [[old:ps:105:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 105:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сотвориша телца в Хориве и поклонишася истуканному** Не без цели упомянул о горе, но чтобы отметить их крайнее нечестие. На этой горе явился Господь всяческих, при ней заставил их трепетать, явившись в великом огне, при трубном звуке и раскатах грома, и при такой ужасной обстановке даровал Свои законы; но тут же – у горы – они дерзнули обратиться к нечестию. **«Поклонились истукану»** – это упрек в новом безумии: что на глазах у них явилось благодаря челове­ческому искусству, тому они воздали Божескую честь. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И сотвориша телца в Хориве и поклонишася истуканному** **«И сотвориша телца в Хориве».** Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие. **«И поклонишася истуканному».** И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование. ===== Евфимий Зигабен ===== **И сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному** Книга Исход повествует, что евреи принудили Аарона слить тельца, и он слил, которому они и поклонялись, как Богу. В сем месте Давид не излагает истории пустынных событий в порядке, но исчисляет грехи и дела нечестия евреев, как пришлось. //Феодорита//: Не без намерения упомянул о горе Хорив, но с тем, чтобы показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всех, явился в величайшем огне, при трубных звуках, и поразительных громах и, при стольких ужасах, давая закон, Он исполнил их страха: а они при ней дерзнули на нечестие. Поклонились истукану: это новая укоризна в новом безумии, поскольку тому, что пред их глазами получило вид посредством человеческого искусства, они воздали честь Божескую. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–22 **И сотвориша телца в Хориве и поклонишася истуканному: и измениша славу Его в подобие телца ядущаго траву. И забыша Бога, спасающаго их, сотворшаго велия во Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем** Псалмопевец в изложении описываемых здесь событий не следует тому порядку, в каком они следовали одно за другим, или так называемому хронологическому порядку, а говорит о них так, как они представляются его поэтическому вдохновению. Так, говоря о заблуждениях и нечестивых поступках праотцев израильского народа, живших в Египте и выведенных оттуда Богом чрез Моисея пророка, он припоминает и указывает на те из поступков сего народа, в которых особенно выразились нечестие и крайнее безумие сего народа. После того, как Господь Бог дал израильтянам Закон на горе Синай, и они торжественно поклялись исполнять сей Закон, недолго оставались они верными своей клятве. Не дождавшись окончания сорока дней, которые Моисей, вместе с Иисусом Навином, по повелению Божию провел на горе Синайской и получил две скрижали, на которых были написаны перстом Божиим десять заповедей Закона, израильтяне подумали, что Моисей погиб на горе, и стали беспокоиться о том, кто поведет их чрез пустыню. Они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им «бога», который шел бы перед ними. Аарон не имел столько твердости духа, чтобы удержать народ от сего беззакония. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли ему все свои золотые серьги, какие имели, вылил из этих серег тельца и сказал: «Завтра праздник Иегове». Но вылитое изображение напоминало евреям о египетском божестве, и они почтили самое изображение как Бога. В этом особенно и выразилось крайнее нечестие и безумие народа, что они «Сделали тельца у Хорива (западный отрог горы Синайской) и поклонились истукану; и променяли славу свою (славу людей Божиих) на изображение вола, ядущаго траву». «Забыли Бога, Спасителя Своего, совершившаго великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря». Сходя с горы, Моисей увидел тельца и пляски – и в гневе разбил перед народом //скрижали//. Потом он взял тельца, сжег его в огне, разбил его, стер в порошок, который бросил в воду, и велел израильтянам пить эту воду, в доказательство, что телец, ими вылитый, не есть бог. Здесь нужно обратить внимание особенно на то, что пророк, укоряя израильтян в идолопоклонстве, с намерением упоминает о Хориве, ибо незадолго пред тем, явясь там, почти в самом начале божественного Закона Господь изрек: «//Не сотвори себе кумира, да не поклонишися им, ниже послужиши им//» [[old:ish:20:04|(Исх. 20:4–5)]]. Этим еще более увеличивает преступление израильтян, потому что сотворили себе кумира на том самом месте, где получили ясное запрещение сего не делать и где дали клятвенное обещание исполнять заповеди Закона. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]