[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:34 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не потребиша языки, яже рече Господь им** См. Толкование на [[old:ps:105:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 105:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 34-36 **Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн** Го­сподь запретил им сношения с язычниками, чтобы удержать их от общения в нечестии, уничтожая конец в начале, истребляя плод вместе с корнем и меньшим злом предупреждая большее. Но они и в этом отношении нарушили Божеский закон: не истребили нечестивых народов и не избегали общения с ними, но подражали их порочной жизни. При этом пророк, показывая, что Бог не человеконенавистничеству научал их, но только желал оградить их безопасность, прибавил: **"и было им **(это)** в соблазн"** – это общение и связи с язычниками, – и соблазн не случайный, потому что в своем безумии они доходили до извращения природы. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Не потребиша языки, яже рече Господь им** <...> да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: "//Рассыпь народы, желающие брани//", "//Блесни молниею, и рассей их//" ([[old:ps:067:31|Пс 67, 31]]; [[old:ps:143:06|143, 6]]). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: "**Не истребили народов, о которых сказал им Господь**"; себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим ([[old:ps:113:13|Пс 113, 13]]-14), потому что нет Духа в нас. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 28.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Не потребиша языки, яже рече Господь им»** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 34-35 **Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их** Евреи, говорит, не истребили всех народов, бывших в земле обетованной, как повелел им Бог, чтоб они не научились злым делам их, и не стали поклоняться идолам, как повествует о них книга Судей. Напротив того, смешавшись с народами, они научились злым и нечестивым делам их. Смотри в [[old:ps:077:57|77]]-м псалме стих следующий: и обратились и отверглись, как и отцы их. Не только, говорит //Златоуст//, не истребили, но и смешались с ними и самовольно пали в нечестие; и не только их не сделали лучшими, но и сами чрез них сделались хуже. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 34–39 **Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих** По указанию Божию, Моисей поставил своим преемником Иисуса Навина и объявил израильтянам Божие повеление, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали из нее всех ее жителей, «истребили идолов, разорили святилища их на высотах», разделили землю по жребию на уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в брачные союзы, ни в мирные сношения с хананеянами. Пока живы были старейшины, свидетели чудес, совершенных Моисеем и Иисусом Навином, израильтяне строго исполняли Закон Божий: с хананеями в союз не вступали и между собою жили в согласии. Когда же умерли те старейшины, и выросло новое поколение, тогда скоро забыты были завещания Моисея и Иисуса Навина: народы, которых приказано было истребить или изгнать, не только не истреблены (**не потребиша языки, яже рече им Господь**), но напротив, израильтяне дозволили жить им в пределах земли обетованной, сблизились и сроднились с ними (**смесишася во языцех**), вступали в брачные с ними союзы и **навыкоша делом их**, т.е. переняли из языческие обычаи; мало того, многие израильтяне участвовали в идольском богослужении язычников (**и поработаша истуканным их**), чем приводили в соблазн всех других (**и бысть им в соблазн все то идолослужение**). Войдя в родственные отношения с жителями Ханаанской земли, израильтяне **служили истуканам их**, которые сделались для них **сетью**, или, что то же, – соблазном. Языческое идолослужение довело их до того, что многие из них «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским» (по пер. с евр.), – и все те, которые приносили в жертву идолам ханаанским [[old:ps:105:38|(ст. 38)]] своих сыновей и дочерей, в собственном смысле приносили **в жертву бесам**; потому что «//вси бози язык бесове//» [[old:ps:095:05|(Пс. 95:5)]], и **осквернена земля убийствами, кровьми**, т.е. земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Продолжая свое обвинение новых поселенцев Ханаанской земли, пророк говорит, что они оказались не лучшими прежних обитателей этой земли: осквернили себя делами своими, блудодеяние обнаруживали поступками своими. «Блудом здесь, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет не только непотребство, но и служение идолам» (6, с. 514]. Как здесь, так и в других местах Писания служение идолам языческих народов пророки вообще называют блудодеянием, дерзостию пред Богом, чтобы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]