[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:47 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему Святому, хвалитися во хвале Твоей** Это показывает, что пророческое слово научает их, как должно им умилостивить к себе Бога и заслужить Его попечение. И великий апостол предска­зал будущее спасение иудеев через Илию Фесвитянина: //«придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их»// [[new:rim:11:26|(Рим.11:26–27]]; [[old:is:59:20|Ис.59:20)]]. Ко­нечно, не построения Иерусалима – по словам неразумных – нужно ожидать, и не (восстановления) подзаконного служения, бессловесных жертв, обрезания, субботы, или кроплений, тени после всесвятого крещения, – все это бредни пьяных старух, – но, разумеется здесь призвание и познание истины, и вера во Владыку Христа, и заклю­чение нового завета. Научаются они здесь, как должно молиться о том, чего именно иудеи ожидают, и что мы считаем исполнив­шимся с пришествием Спасителя, когда все повсюду принимают спасительную проповедь и приступают к лучшему сообществу в царстве небесном. Там помимо настоящей обещана нам истинная земля, когда сказано: //«блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»// [[new:mf:05:05|(Мф.5:5)]]; собравшиеся там вознесут благодарность Богу за то, чего они удостоились, превознося и себя похвалами Спасителю своему. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Спаси ны Господи Боже наш, и собери ны от язык; исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей** И сие дает видеть, что пророческое слово научает Иудеев, как должно умилостивить им Бога, чтобы сподобиться Его о себе попечения. И божественный Апостол предвозвестил будущее Иудеям спасение чрез Илию Фесвитянина. //«Приидет от Сиона»//, говорит он, //«избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отъиму грехи»// ([[new:rim:11:26|Рим.11:26]]). Посему, не возсоздания Иерусалима, согласно с баснями неразумных, не служения подзаконнаго, не жертв безсловесных, не обрезания, не субботы, не кроплений, служивших только сению, должно ожидать им после всесвятаго крещения (это бред упившихся старух); но призвания, и познания истины, и веры во Владыку Христа, и постановления новаго завета. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 47-48 **Спаси, ны Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися** (славить)** имени твоему святому, хвалитися во хвале Твоей! Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! и рекут вcи людие: буди, буди** Здесь Давид опять обращается к прежнему прошению. И я думаю, что сие прошение составляется от лица церкви из язычников и, быть может, также и от лица тех евреев, которые рассеяны по пленении Вавилонском в различные места. Собери, говорит, нас, Господи, чтобы мы благодарили Тебе, как благодетелю и освободителю нашему, и чтобы хвалились тем, что прославляем Тебя. Потому что действительно великое дело хвалить Тебя и истинная похвала для тех, которые хвалят Тебя, так как они удостаиваются воспевать столь всесильного и преблагого Бога. Достохвален, говорит, Бог, и должен быть прославляем всегда. И весь народ скажет сие; т. е. благословен Господь, или: да будет благословен. ) //Златословесного//: Видишь ли плод плена? Видишь ли пользу возвращения? Столько, говорит, мы уже наказаны; посему освободи от врагов; дай с надлежащими приносить имени Твоему и обычные песни; дай украшаться служением Тебе! А о выражении: буди, буди, говорит //Феодорит//: Весь народ должен в конце, пения певцов произносить: аминь. Ибо вместо: буди, буди, евреи говорят: аминь, аминь. Почему и в церкви остался обычай народу выражать согласие с славословием священника чрез аминь, и сим участвовать в оном, и получать благословение. //Исихия//: Сими словами евреи обозначают окончание 4-й книги псалмов, которая, как и три предыдущие, имеет в конце: буди, буди! ===== Лопухин А.П. ===== **спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени твоему святому, хвалитися во хвале твоей** //Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 47–48 **Спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему Святому, хвалитися во хвале Твоей. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди** Два последние стиха, составляющие заключение сего псалма, представляют собой краткую молитву псалмопевца о спасении народа (**спаси ны, Господи, Боже наш**), о том, чтобы Господь Бог собрал израильский народ (**и собери ны**) из всех стран и от всех народов, среди которых они были рассеяны, в одно место, в священный город Иерусалим, чтобы, собранные воедино, они составили одну Церковь для того, чтобы все вместе могли прославлять Господа Бога, дабы «славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою» (по пер. с евр.). Как и все лучшие люди его времени, он не мог забыть того пророчества Моисеева, что ко времени пришествия Мессии Господь соберет избранный народ Свой: «//Хотя бы ты был рассеян (от края неба) до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой и оттуда возьмет тебя//» [[old:vtor:30:04|(Втор. 30:4)]]. Умоляя Господа Бога о собрании Церкви, пророк устремляет духовный взор свой ко Христу, Который по исполнении времен соберет и соединит всех иудеев со всеми язычниками в один «//двор овчий//», т.е. во едину Церковь, «//и будет едино стадо и един Пастырь//» [[new:in:10:16|(Ин. 10:16)]]. Последнее, заключительное, прославление Господа находится в полном соответствии с началом псалма, где псалмопевец, после призывания к такому же прославлению Господа, умоляет //посетить Его своим спасением//, дабы он мог хвалиться с //наследием Его// [[old:ps:105:04|(ст. 4–5)]]. И как бы ни были велики страдания и скорби народа, которыми Господь Бог посещал его за грехи его и его предков, он всегда должен без ропота терпеть их и благословлять имя Бога Израилева: «//Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И да скажет весь народ: Аминь! Аллилуиа!//» //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]