[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 8-9 **Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ** **Да исповедятся Господеви милости Его... Яко насытил есть душу тщу.** Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: **алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе?** [[old:ps:106:05|(Пс. 106:5)]] **И душу алчущу исполни благ,** т. е. мысленного хлеба. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим** См. Толкование на [[old:ps:106:06#svt_grigorij_nisskij|Пс. 106:6]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим** Симмах перевел так: и //«чудеса Его над сынами человеческими»//. Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что //«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, – говорит божественный апостол, – а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего»// [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5–6)]]. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим** А //Симмах// перевел так: //и чудеса Его на сынах человеческих.// Благодарственную песнь возносят Богу не милость и не чудеса, но насладившиеся столькими благами. Чудно и достоудивительно освобождение Иудеев; гораздо чуднее и достоудивительнее спасение вселенной, изменение на лучшее, прекращение заблуждения, и ведение истины. Всего же этого снабдительница – Божия милость.** «Ибо не от дел праведных, их же сотворихом»**, говорит божественный Апостол, //«но по»// многой Его //«милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа святаго, Его же излия на нас обильно»// [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5–6)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим** См. Толкование на [[old:ps:106:06#evfimij_zigaben|Пс. 106:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–14 **Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ: седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза** Изречениями 8-го стиха выражены те же мысли и чувства, какие выражены и в [[old:ps:106:01|1-м]] стихе, с тою только разницей, что в том и другом случае употреблены разные обороты речи, другие грамматические формы. И в [[old:ps:106:01|1-м]], и в 8-м стихе псалмопевец обращается к людям (**к сыновом человеческим**) с призывом воспевать и прославлять благость и милость Божию, и в последнем случае (ст. 8), как бы не довольствуясь одним призывом, возлагает обязанность **на сынов человеческих**, пользующихся милостию и чудными делами Божественного промышления и попечения (а кто ими не пользуется?), **исповедят милость и чудеса Божии**, не только пред Самим Богом, но и пред всеми людьми. Далее, в стихе [[old:ps:106:09|9]] и след., милость и благость Божию он представляет под образом **насыщения душ алчущих и жаждущих**, которых благость Божия исполняет потребными **благами**. Напрасно, как бы так говорит здесь псалмопевец, люди приписывают счастию, или какой-то слепой судьбе, те благоприятные и неблагоприятные обстоятельства в жизни своей или других людей, когда они, блуждая, например, по пустыням или находясь в тесных обстоятельствах, **изнемогали** от голода и жажды, или когда, попав в плен или в руки злонамеренных людей и разбойников, были заключаемы в оковы, повержены во тьму и ожидали себе смерти, чувствовали себя в положении людей, **окованных нищетою и железом**, и все это за то, что **не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего**. Они должны сознавать и помнить, что все это они претерпевают как наказание от Бога, Который смиряет сердца их таковыми условиями и затруднительными обстоятельствами (**смирися в трудех сердце их**), под тяжестью коих они доходят до изнеможения и ниоткуда не получают помощи (**изнемогоша, и не бе помогаяй**). Но вот и для них наступают такие минуты в жизни, когда они приходят в себя, обращаются к Отцу Небесному и приносят Ему глубокое и искреннее раскаяние в своих заблуждениях (**внегда скорбети им, воззваша ко Господу**), и «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их» (пер. с евр.). И все это св. отцы Церкви опять относят к временам христианской Церкви, когда обращенные из народов к вере Христовой (новые исповедники Христа) рассказывают о милостях Божиих: как Бог исполнил благ и просветил сидевших во тьме заблуждения, каковое состояние подобно смерти, так как оно удаляет душу от истинной жизни во свете евангельского учения, подобно тому, как и смерть телесная отлучает ее от временной сей жизни. Новые исповедники рассказывают о чудесах и милостях Божиих и то, как они, быв окованы нищетою в добродетели и железом, т.е. крепкими и тяжкими узами грехов, по слову приточника: каждый связывается узами своих грехов [[old:pr:05:22|(Притч. 5:22)]]; но и от этих уз они освобождены Христом Спасителем. Они рассказывают и то, как они не покорялись (**преогорчиша словеса Божия**) и небрегли о воле Всевышнего, говорившего и научавшего их о спасении их, и за то смирены и наказаны были от Бога, и в состоянии беспомощности и изнеможения доведены были до раскаяния и обращения к той же благости и милости Вышнего Бога, Который и спас их, извел из тьмы языческого заблуждения, **избавил от вечной смерти и растерзал узы греха и ада**. «Смотри, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает всем возвещать о том, что было; для чего и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали к той же ревности» [7, с. 852]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]