[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 10-11 **седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша** **Седящия во тме, и сени смертней.** Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что преогорчили Бога и раздражили **совет Вышняго.** //От величества бо и красоты созданий// надлежало Рододелателя всяческих познавать [[old:prs:13:05|(Прем. 13:5)]], и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во **тьме и сени смертней,** у которых окованы и омрачены разумные силы души, изменили //славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих// [[new:rim:01:23|(Рим. 1:23)]]. **Окованныя нищетою и железом.** //Пленицами своих грехов кийждо затязается// [[old:pr:05:22|(Прит. 5:22)]], обнищав от всего доброго и прекрасного. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 10-12 **седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй** Пророк еще другим способом представляет взору бедствия нашего естества и изображает Божие человеколюбие, по которому естество наше уготовляется к лучшему. А смысл сказуемого Пророком таков: человечество удалилось от света и склонилось ко греху, и не в прямом уже оно положении, но отчуждено от жизни истинной. Ибо сказано: «**седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом**». Удерживаемое тяжкими оковами стало человечество недвижимо из области зла; оковами же служит обнищание в добре, подобно какому-то железу, обложившее собою сердца. И началом всему этому было непослушание Божию закону, и отвержение совета Всевышнего. Сие означает Пророк, говоря: «**яко преогорчиша словеса Божии и совет Вышняго раздражиша**». За сим жизнь таковых людей, как и естественно, постигли труд и смирение. Труд, как лишившихся пищи, смирение, как невосхотевших пребывать в единении с Всевышним; ибо Пророк говорит: «**смирися в трудех сердце их**», а оставление силы не иное что есть, как изнеможение; потому, что найдется ли какая помощь без силы, почему и сказано: «**изнемогоша, и не бе помогаяй**». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом** См. Толкование на [[old:ps:106:09#svt_ioann_zlatoust|Пс. 106:9]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом** См. Толкование на [[old:ps:106:09#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 106:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 10-11 **Седящия во тме, и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша** Пусть, говорит, христиане из народов рассказывают о милостях Божиих; потому что Бог исполнил благами и просветил сидевших во тьме заблуждения, которое есть подобие смерти; так как оно удаляет душу от истинной жизни, подобно тому, как и смерть отлучает ее от временной сей жизни. Сверх сего пусть рассказывают о милостях Божиих, потому что они были окованы нищетою в добродетелях, и железом, т. е. крепкими и тяжкими узами грехов. Так говорит и приточник: каждый стягивается узами своих грехов [[old:pr:05:22|(Прит. 5:22)]]. Но от сих уз они освобождены Спасителем Христом. Пусть сказывают еще христиане о милостях Божиих потому, что они прежде огорчали слова Божии, т. е. самого Бога, говорившего и поучавшего их о спасении их. Ибо Бог учил всех людей добру и добродетели посредством естественного разума и совести и посредством писаного закона, данного иудеям, и чрез пророков, и благодеяния, и угрозы, и язвы и все проч., чрез что изучались одному—уничтожению зла: изучались тому, как говорит //Григорий Богослов//, чем истребляется зло. И они раздражили Бога, желавшего им спасения. Ибо, как под словами Божиими надобно, разуметь говорящего Бога, так и под советом Всевышнего, что составляет выражение околичное, самого Всевышнего Советника. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Седящия во тме, и сени смертней, окованныя нищетою и железом** См. Толкование на [[old:ps:106:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:8]] [<10>]