[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:17 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 17-19 **Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я** Пророк и иначе еще изображает в слове бедственное состояние человечества; выражает же ту мысль, что беззаконие есть смирение. И говорит это прекрасно; потому что с таковым понятием согласуется одно место у другого Пророка, который говорит о беззаконии, что сидит оно на талант свинца, [[old:zah:05:07|(Зах. 5:7–8)]], показывая тем, что порок есть что-то тяжелое и стремится в низ, а что, по подобию Божию, на высоте, то увлекает в свою бездну; ибо сказано: «**беззаконии бо ради своих смиришася**», и потому отвратились от всесильной оной пищи, о которой слово сказует первозданным: «//от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси//» [[old:gen:02:16|(Быт. 2:16)]]. Как полноту всякого блага именует там оно «всяким древом», так здесь истинную и всесильную снедь именует «всяким брашном», отвращение от которого производит изнеможение, оканчивающееся смертью. Сказует же так: «**всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных**». И глас к Богу снова бедствие сие обращает в торжество; ибо сказано: «**воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я**». См. также Толкование на [[old:ps:106:13#svt_grigorij_nisskij|Пс. 106:13]] //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася** Ни для иудеев, ни для людей вообще бедствия не были несправедливыми, но и те, и другие несли наказание за то, в чем согрешили. Однако и тех, и других, утопавших в столь великом зле, Господь удостоил спасения. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася** И Иудеи и все человеческое естество не вопреки справедливости подверглись сим горестям, но те и другие несут наказание за то, в чем согрешили. Одно же тех и других, обуреваемых столькими бедствиями, Господь сподобил спасения. ===== Евфимий Зигабен ===== Cт. 17-19 **Восприят я **(заступал их)** от пути беззакония их; беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я** Бог, говорит, помог верующим из язычников тогда, как они еще в хождении своем были немощны. Ибо они бедствовали и оказались достойными милости и заступления; потому что гнушались всякою душевною пищею, т. е. Божиим словом и учением, по причине чрезмерной немощи своей; так как они досадовали и негодовали даже на учение эллинов и философов, и дошли даже до врат душевной смерти, которая предает души вечному мучению. По словам //Дидима// и //Исихия//, вратами смерти он называет великие и смертные грехи, которые причиняют человеку душевную смерть. Или вратами смерти околично называет смерть. Далее говорит еще, что язычники воззвали к Богу в скорби их и Он их избавил, как мы сказали выше. Почему и Павел сказал: Когда мы были еще грешниками, Христос за нас умер. И //Нисский//: Самое беззаконие есть смирение. И хорошо говорит, ибо с сим понятием о нем согласно и то, что сказано у другого пророка, который говорит, что беззаконие на подобие таланта свинца, чем показывает, что зло тягостно, и уничижительно до того, что увлекает в глубину свою даже того, который был на высоких (местах) по причине уподобления Богу. //Дидима//: Сей стих: Заступил их от пути беззакония их, прилагается и к покаявшемуся на кресте разбойнику. Ибо еще на пути беззакония он был (осужден был за разбой) и смирился казнью за свои беззакония, как Господь уже заступил его, сказав: сегодня со Мною будешь в раю. //Феодорита//: Ибо слово сие не усиливалось пропитать их. Почему и действительно одни осуждали Сократа на смерть, другие предали страшному наказанию Анаксарха, иные горько измучив преемников Пифагора, довели до преждевременной смерти. Но царствующий над всеми Бог приготовил и им участок бессмертной пищи. //Нисского//: Слово дошло и до врат смерти, чтобы и до нее ниспадшим подать руку спасения, потому что они отворотились было от всеукрепляющей пищи Его, о которой было сказано Адаму: ешь плоды всякого древа в сем раю (саду). Ибо как там всяким деревом называет полноту всякого блага; так и сие Писание называет пищею истинную и всесильную пищу, отвращение от которой производит немощь, оканчивающуюся смертью, но воззвание к Богу опять обращает бедствие в торжество, как говорит: и воззвал к Богу и проч. //Исихия//: Всякою пищею называет словесную пищу, ибо от сей-то всякого рода пищи отвратился было человек; так как не сохранял ни естественного закона, ни писанного; почему и приблизился к вратам смерти. //Златоуста//: Смотри, как часто указывает пользу от скорби. Ибо везде говорит, что по воззванию спаслись и что по уверовании обратились к Богу, для того что бы показать, что от бывшего плена произошла великая польза. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася** В-третьих, сравнивает его с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление. **Путь беззакония** – путь, к которому привела злоба их, т.е. путь бедствий; с этого пути Господь отвел их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася** См. Толкование на [[old:ps:106:15#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:15]] [<10>]