[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости** За все это, говорит, по справедли­вости следует прославлять человеколюбивого Бога, явившего столько милости и даровавшего нам необычайное спасение. Нужно не только знать чудеса Божии, но и неведущих их научать, и всех побуждать к воспеванию Ему торжественных песней. При этом должно заме­тить, что и здесь пророк убеждал принести Богу жертву хвалы, а не жертвы бессловесных. Следовательно, и здесь он отбрасывает подзаконное служение.** «Жертву хвалы»** Акила назвал жертвой благодарения. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 21-22 **Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: и да пожрут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости** За все это, говорит Пророк, справедливость требует песнословить человеколюбца Бога, показавшаго столько милости и даровавшаго нам чудесное спасение. Не одним же нам надлежит знать чудеса Божии, но должно научить и неведущих и всех возбудить к песнопению. Но заметить надобно и то, что Пророк повелел здесь принести Богу //«жертву хвалы»//, а не жертву безсловесную. Следовательно и здесь отвергает Он служение по закону. А //«жертву хвалы» Акила// наименовал //жертвою благодарения// (εὐχαριστίας). ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедят Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим** Опять говорит то же самое, что уже сказал дважды выше. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–30 **Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: и да пожрут Ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых тляше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего** Еще раз псалмопевец возбуждает и призывает всех, получивших от Бога ту или другую милость Его, благодарить и прославлять Его за все полученные от Него милости, исповедовать и рассказывать другим о всех чудесах Его. Этим самым они исполнят благую волю Божию и принесут самую угодную Ему жертву: «//жертву хвалы//» [[old:ps:049:14|(Пс. 49:14]], [[old:ps:049:23|23)]] и молитвенного благодарения с пением. В особенности же должны благодарить и прославлять Господа Бога те, которым приходилось плавать в море на кораблях, по торговым делам или вообще по роду их занятий и морских предприятий (**творящии делания в водах многих**). Чего не приходилось им видеть и испытывать во время таких плаваний? **Тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине**. Здесь псалмопевец говорит, однако, не о тех чудесах Божиих, которые находятся в глубине морской и отчасти известны естествоиспытателям, а о тех чудесных действиях Промысла Божия, которые испытывают на себе люди во время мореплавания, как это видно и из следующих слов пророка: **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его**, т.е. на море, по воле Божией, случаются такие страшные бури, которые угрожают мореплавателям опасностию кораблекрушения. По слову Божию (**рече**), «волны морские восходят до небес и нисходят до бездн, и душа их (плавающих по морю) **истаевает в бедствии** (пер. с евр.). Они кружатся и шатаются, как пияные, т.е. находятся в таком же отчаянном положении, в каком некогда были ученики Христовы, плывшие с Ним, во время сильной бури, по Галилейскому морю (см. [[new:mk:04:38|Мк. 4:38]]). И вся мудрость их **поглощена бысть**, – это сказано также о мореплавателях, мудрость которых, т.е. все специальные их сведения по науке мореплавания, исчезают во время страшной бури, оказываются бесполезными, ничтожными. Апостолы Христовы, как призванные в большей части из рыбаков Галилейского моря, были посему достаточно знакомы с делом мореплавания, но вот и они, когда увидели себя в опасности морского потопления, разбудили спавшего Иисуса Христа и закричали: «наставниче, погибаем!» В смертной опасности, как и все вообще мореплаватели, и они воззваша ко Господу, и Господь, **внегда скорбети им**, вывел их из бедственного положения: Он повелел буре стихнуть, и настала тишина, и волны морские умолкли. Мореплаватели успокаиваются и веселятся, видя, что воды умолкли, и Господь Бог наставил их, т.е. привел в то пристанище, или в ту пристань, к которой они стремились. По словам блж. Феодорита, в изречениях о мореплавателях нужно разуметь следующее: «Как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение, так и иудеи, впав в оные бедствия и получив освобождение, дознали Божию силу, а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» [6, с. 522]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]