[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:23 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 23-24 **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине** Снова представляет Пророк страдания, и снова после страданий присовокупляет слово о Божьей милости. Сказует же о безрассудстве людей, что оставив постоянную и неволненную человеческую жизнь, по произволению соделались жителями моря. Ибо говорит: «**сходящии в море в кораблях**», и вместо того, чтобы «//делати рай//» [[old:gen:02:15|(Быт. 2:15)]], в котором прежде были поставлены, «творящии делание» под водами. Морем же называет вещественную эту жизнь, возмущаемую всякими ветрами искушений, и волнуемую одна за другой непрестанными страстями. Ибо говорит: «**творящии делания в водах многих: тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине**»; потому что, будучи погружены в порочность жизни и многократно претерпевая жестокие душевные крушения, видели над собою дела человеколюбия Спасающего нас из глубин. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих** См. Толкование на [[old:ps:106:22#svt_ioann_zlatoust|Пс. 106:22]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 23-32 **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его** **Сходящии в море** сердечное **в кораблях**, то есть под руководством Слова Божия и церковного Предания, отнюдь не при посредстве произвольного умствования и подвига, **творящии делание в водах многих**, в помышлениях и ощущениях сердечных, **тии видеша дела Божия, и чудеса его во глубине** сердечной. В премудрых и всеблагих видах Бог попускает человеку внутреннюю борьбу: **рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и нисходят до бездн.** От ужасного волнения чувствований, произведенного помыслами бесовскими — этим духом бурным, — **душа** подвижников **в злых таяше**: они **смятошася, подвигошася, и вся мудрость их поглощена быстъ** по причине мрака, произведенного бурею, по причине нашествия многих тяжких размышлений, по причине ужасного смущения, по причине недоумений, неразрешимых человеческим разумом. **И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его.** После внутренней борьбы обыкновенно даруется духовное утешение: **и возвеселишася, яко умолкоша, и настави их в пристанище хотения Своего.** Обученные внутренними бранями стяжавают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем: душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении. Тайно наученные Господом познанию добра и зла, из опытного ощущения в себе греховного действия и действия благодатного, которым уничтожается действие греховное, **исповедят Господеви милости Его** в молитвах своих, исполненных благодарения и славословия, **исповедят чудесы Его сыновом человеческим**, братии своей, в душеполезных беседах. Они **вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его.** **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих** Суть богоносные Господни Апостолы, как по первоначальному своему занятию, так и потому, что соделались ловцами в целом мире. Поскольку, подобно востанию волн, дела человеческие мятутся и утихают, то Божественные Писания непостоянство их справедливо называют **морем**. О тех же, которые утишили сие море, сказано, что сотворили **делания в водах многих**. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 23-24 **Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине** Пророк сказал сие приточно. Разумеет же следущее: как плавающие на кораблях, переходя обширныя моря, преимущественно видят великия дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение: так и Иудеи впав в оныя бедствия, и получив освобождение, дознали Божию силу; а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежняго обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих** См. Толкование на [[old:ps:106:22#evfimij_zigaben|Пс. 106:22]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих** В-четвертых, сравнивает его с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей. **Сходящии в море** – для торговли (делания). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-30 **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего** //Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту// Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих** См. Толкование на [[old:ps:106:21#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:21]] [<10>]