[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:38 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали** **И скоты их не умали.** Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: //скотен бых у тебе// [[old:ps:072:22|(Пс. 72:22)]]; и: //человеки и скоты спасеши Господи// [[old:ps:035:07|(Пс. 35:7)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали** Скотами называет покорное служение душевных движений, когда каждое из них в нас способствует добродетели. Раздражительность – добрый скот, когда бывает под ярмом рассудка. Другой добрый скот – пожелание, некоторым образом на хребте держащее и носящее душу, даже возводящее в высоту, как скоро бразды ума направлены горе. И все прочие скоты умножаются благословением, как скоро служение их нам содействует чему либо великому. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали** Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения – тучной землей. И апостол говорит: //«я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог»//, а в дру­гом месте: //«вы Божия нива, Божие строение»// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6]], [[new:1kor:03:09|9)]]. Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, //«кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»//, по словам божественного апостола [[new:2kor:09:06|(2 Кор. 9:6)]]. **Скотами** же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: //«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»// [[new:act:02:47|(Деян. 2:47)]]. И сам Господь верующих называет овцами. //"Овцы Мои//, – говорит Он, –// слушаются голоса Моего»// [[new:in:10:27|(Ин. 10:27)]]. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали** См. Толкование на [[old:ps:106:35#prp_nil_sinajskij|Пс. 106:35]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И благослови** я, **и умножишася зело, и скоты их не умали** Ибо **«сеяй о благословении, о благословении и пожнет»**, по слову божественнаго Апостола[[new:2kor:09:06| (2 Кор. 9:6)]]. //«Скотами»// же Пророк называет пасомых ими, которых Сам Господь умножил, даровав силу чудотворения. И свидетель сему блаженный Лука, который в Деяниях говорит:// «Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающияся»// [[new:act:02:47|(Деян. 2:47)]]. Да и Сам Господь верующих называет овцами. Ибо говорит: //«овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им»// [[new:in:10:27|(Ин. 10:27–28)]]. После сего Пророк снова предсказывает бедствия, какия постигнут Иудеев. ===== Евфимий Зигабен ===== **И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали** См. Толкование на [[old:ps:106:36#evfimij_zigaben|Пс. 106:36]] ===== Лопухин А.П. ===== **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали** См. Толкование на [[old:ps:106:34#lopuxin_ap|Пс. 106:34]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 38–41 **И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали. И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** Благословлять, по буквальному словопроизводству, значит: «сказать доброе слово» (греч., лат. benedicere). Благословение дается от большого малому, от Бога человеку [[new:evr:07:07|(Евр. 7:7]]; [[new:lk:24:50|Лк. 24:50)]], или человеку именем Господним [[old:prsir:45:19|(Сир. 45:19)]]. В практическом смысле благословение Господне сопровождается умножением благ всякого рода, обогащением, умножением потомства и размножением скота вьючного, полевого и всякого другого, как у древних патриархов [[old:pr:10:22|(Притч. 10:22]]; [[old:gen:30:43|Быт. 30:43)]]. Здесь также, как и выше, отцы Церкви изъясняют пророческое слово в иносказательном и духовном смысле о Церкви христианской. «Господь Бог благословляет их (т.е. алчущих, о которых сказано выше), и они весьма размножаются, и скота их не умаляет. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, – Он изливает безчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей» (пер. с евр.). В день Своего Божественного вознесения на небо Господь Иисус Христос благословил апостолов, а чрез них благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостольскую о Христе и новозаветной Церкви Его, почему и умножились они, т.е. от двенадцати и семидесяти апостолов, посланных Христом ко всем народам, число христиан быстро умножилось и возросло до бесчисленного множества. **Он и скоты их не уменьшит**. Под именем **скотов**, по словам блж. Феодорита, разумеются ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву ученики апостолов умножались день ото дня и стали многочисленны, как засвидетельствовано о сем в книге Деяний апостолов [[new:act:02:47|(Деян. 2:47)]]. Сказав о быстрых успехах проповеди евангельской, пронесенной апостолами по всем странам, псалмопевец говорит далее и об искушениях и гонениях, постигших первобытную Церковь христианскую. **Умалишася и озлобишася**, говорит, т.е. многие тысячи из первенствующих христиан в разных странах умерщвлены были гонителями христиан, посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей, искушений и болезней, которые претерпели от гонителей при расхищении имения их, при различных биениях и терзаниях и от нанесения бесчисленных бедствий. Далее говорит об **уничижении**, которому, по суду Божию, подверглись те князи, цари и правители, под властию которых состояли первенствующие христиане и от которых последние претерпевали гонение. Выражение **облазни я** в подстрочном примечании славянской Библии заменено словами: «заблуждати сотвори». Это значит, что Бог попустил тем князьям и правителям, которые преследовали первых христиан, блуждать по непроходному, неровному и утесистому пути, т.е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения. Народу же христианскому, бедствовавшему от нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Господь Бог помогал, и в их отдельные общества, т.е. находящиеся в разных местах отдельные Церкви, принял как **овцы отечествия**, под Свое покровительство, как членов Единой Церкви Своей, овец единого стада [[new:in:10:16|(Ин. 10:16)]]. С таким объяснением вполне согласны и слова дополнительные, означенные в подстрочном примечании к стиху [[old:ps:106:41|41]], а именно:** и снабди и, яко овцы отечествия Его**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]