[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:39 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни** **И умалишася,** т. е. принадлежащие к народу древнему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни** Пророк в продолжении слова излагает краткую перечень всего сказанного. Ибо, многими чертами изобразив страдания и представив взору Божии благодеяния, теперь заключив то же в краткую речь, снова повторяет в слове, когда говорит: **«и умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни**», «умалением» означая маловажность и совершающееся с высоты и величия низведение до низости; ибо малое по понятию означает самое маловажное; а под озлоблением разумеет освоение с злом. "Скорбию" же и "болезнию" везде называет конечную утрату благ, как в другом псалме описывает подобное сему, говоря: «//объята мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох//» [[old:ps:114:03|(Пс. 114:3)]]. «Болезнями смертными» и "бедами" назвав грехи, указывает и предел, к которому окончательно приводит свойство греха, и который есть не иное что, как скорбь и болезнь. Так Евангелие словом: «//плачь и скрежет зубом//» [[new:mf:24:15|(Мф. 24:51)]] означает то же самое. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни** Итак, эти, говорит пророк, некогда обитав­шие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отече­ственный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И умалишася и озлобишася от спорби зол и болезни** А сие значит: населявшие древле пустыню и безводную, уверовав, насладились столь великим благословением и обилием; а пользовавшиеся древле орошением пророческих рек, а потом лишившиеся онаго за лукавство сердца, и оставшиеся совершенно пустыми и безплодными, подпали всякаго рода бедствиям, и разсеяны по целой вселенной, так что в многолюдной столице их живут не многие. ===== Евфимий Зигабен ===== **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни** Давид, сказав прежде пророчество об успехе и умножении церкви Христовой, здесь пророчествует теперь об искушениях и гонениях, имевших, по словам //Исихия//, приключиться ей. Уменьшились, говорит, христиане, поскольку многие тысячи из них умерщвлены гонителями посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей и искушений и болезней, которые испытали от гонителей при расхищении имения их, гонений, биений и нанесения им бесчисленных бедствий. По словам //Феодорита//, //Афанасия// и //Евсевия//, сие сказывается об иудеях, т. е. что множество Иудейского народа пришло в такую скудость благ, что немногие и малочисленные из них находились, по благословению Божию, счастливы; а начальствующие их, т. е. книжники и фарисеи покрывались стыдом, быв преданы уничижению. Ибо те, которые некогда были знамениты и славны, совершенно сделались бесславными. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 39-43 **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия. Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни** Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни** См. Толкование на [[old:ps:106:38#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:38]] [<10>]