[<10>] ====== Толкования на Пс. 107:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю** **Вознесуся и разделю Сикиму.** Что у иудеев было лучшего и превосходнейшего, то с радостью обещает разделить и размерить в наследие язычникам. Ибо как добрый отец радуется, приемля и приобретая многих сынов. Говорит же это иносказательно и загадочно. В юдоли языческой находился этот город, называемый Сихемом или Сикимой. Здесь поселился с детьми Иаков, вышедши из Месопотамии. Здесь Эммор, сын Сихема, полюбив Дину, дочь Иакова, похитил и растлил ее. Сыны Иаковлевы пришли и предали смерти его и весь народ его. Таким образом Сикима, **удоль селений,** сделалась владением патриарха. Почему Иаков, при разделе земли детям, город сей, как лучший участок, отделил Иосифу, потому что он по молодости лет, не участвовал с братьями в убийстве. Поэтому-то и дает обетование разделить и размерить, чтобы уразумел ты в этом иносказании, что превосходнейшее наследие нового Иосифа — Христа уделяется язычникам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю** Пророк получил то, о чем просил: так как он сказал //"вознесись»//, то Господь отвечает ему: **«превознесусь»**, и потом указывает – ка­ким образом: **"разделю Сихем»**. Сихем – это город, данный Иосифу по предварительному решению. Но и долину, бывшую прежде пустыней и потом принявшую селения небесных пастырей, Я наполню (говорит Бог) жителями и устрою, чтобы она была разделена между возвратив­шимися. Этими именами пророк изображает дары Св. Духа. Он го­ворит о долине, на которой появляются палатки, очевидно – Церкви, так как здесь же, на этой долине, по действию Духа составляется собрание мысленных вод (я разумею – крещение). В другом месте Давид говорит: //"и долины в обилии умножат пшеницу»// [[old:ps:064:14|(Пс.64:14)]]; и действи­тельно, плод нашего спасения умножается в водах крещения. Си­хима же в переводе значит – плечо, то есть возвышение, преиму­щество, потому что в этом значении употребляется слово //«плечо»// в Священном Писании; например о Сауле сказано:// «и был от плеч своих выше всего народа»// [[old:1ts:10:23|(1Цар.10:23)]]. Что же выше Духа? Или что превос­ходнее Его даров, которые Христос, будучи вознесен, разделяет, а вместе, конечно, и измеряет, то есть, дает в меру? //«Каждому дается проявление Духа на пользу»// [[new:1kor:12:07|(1Кор.12:7)]]. **//Беседа на псалом 107.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю** **«Бог возглагола во Святем Своем»**, то есть, благодатию всесвятаго Духа. **«Вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю».** Чего просил Пророк, то и последовало. По елику сказал: //«вознесися на небеса Боже»//; то Владыко ответствует, говоря: //«вознесуся»//; потом показывает и способ: //«разделю Сикиму»//; а это – город по преимуществу данный Иосифу. Но и //«удоль»// бывшую пустыню, на которой были кущи пастухов, по прежнему наполню обитателями, сделаю, что разделена будет возвратившимся. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-14 **Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю Сикиму и удоль селений размерю. Мой есть Галаад и мой есть Манассий и Ефрем заступление главы моея. Иуда царь мой, Моав коноб **(котел)** упования Моего; на Идумею наложу сапог мой. Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наши** Все сии слова также написаны в [[old:ps:059:start|59]]-м псалме. Посему изъяснение их можешь найти там. Хотя они несколько и различаются в словах, но мысли содержат одни и те же. Не удивляйся, читатель, тому, что Давид многократно пишет одни и те же слова в различных псалмах. Поскольку это свойственно еврейскому языку и особенно божественным пророкам—сказывать, или повторять одно и то же для большого вразумления слушателей. [<10>]